Эйн Мукдам у меухар беТора. Глава Тецаве.

Глава 8. Тецаве (תְּצַוֶּה)

Эйн Мукдам у меухар беТора

Эйн Мукдам — 32-е и последнее правило Бераиты Р. Йоси аГалили из 32 правил понимания Торы. Он не входит в  более короткие списки правил рабби Ишмаэля и Гиллеля.

Берайта находится в конце Трактата Брахот.

В Талмуде можно найти ссылки на это правило. Например в Псахим 6б

«Р. Менашья бар Тахлифа сказал от имени Рава: Это означает, что в Торе нет хронологического порядка.

Р. Папа сказал: Мы говорим это только о двух отрывках, но внутри одного отрывка существует хронологический порядок. Если бы это было не так,  «Обобщение, за которым следует спецификация, обобщение не включает ничего, что не входит в спецификацию» [было бы бессмысленным] — возможно, это спецификация, за которой следует обобщение? Кроме того, [принцип] «Спецификация, за которой следует обобщение, обобщение добавляет спецификации» — возможно, это обобщение, за которым следует спецификация?»

Есть очевидные примеры этого правила, а есть совсем неочевидные.

Среди очевидных пример самый знаменитый в начале Бемидбар.

1        Глава начинается с 1 ияра второго года

1.И говорил Господь Моше в пустыне Синай, в шатре собрания, в первый (день) второго месяца, во втором году после их исхода из земли Мицраима, так: 

2. Определите число всей общины сынов Исразля по их семействам, по дому их отцов, по числу имен, всех мужского пола поголовно.

Далее все евреи пересчитываются, даются задания левитам, законы соты, законы назиров, богатые подарки князей колен, освящение левитов, а в начале 9 главы БАМС и холодный душ – возврат в прошлое!!

9        Глава начинается с 1 ниссана

1.И говорил Господь Моше в пустыне Синай во втором году после исхода из земли Мицраима, в первом месяце, так: 

2. Пусть совершают сыны Исраэля песах в его пору назначенную. 

И пошел рассказ про Песах основной, а потом про Песах Шейни.

ВОПРОС Кто-то будет спорить, что здесь нарушен хронологический порядок?

Здесь никто не спорит, даже самые ярые защитники хронологии в Торе – например Абарбанель.

Но есть очень много мелких и совсем неочевидных нарушений порядка и вот по ним идут жаркие споры.

В Хумаше Шмот – особенно много таких моментов.

Итро-Мишпатим – Дарование Торы – А

Трума-Тецаве – приказ строить Мишкан – Б

Ки Тиса – золотой телец – В

Ваякгэль-Пкудей – само строительство Мишкана – Г

Именно так у нас стоят эти главы в Торе и Рамбан говорит, что таков был порядок хронологический.

У него есть целый ряд доказательств своей версии.

Например

1.В Трума до тельца все народы могли приносить труму – «ме эт коль иш», но после тельца по факту труму брали только у евреев «адат бней  исраэль» в Ваякгель, потому что эрев рав уже наделал беды с тельцом

2.Очень правильно законы про Мишкан будут даны вместе с Первыми Скрижалями, то есть в первые 40 дней на горе Синай, иначе где хранить Скрижали!

3.Написано, что Бог будет общаться с Моше между крувами, поэтому очень понятно, почему законы про Мишкан надо надавать до тельцов всяких.

Он говорит, что правило «ЭЙН МУКДАМ» не работает везде где нам хочется, оно работает только там, где тупик и нельзя объяснить иначе. Он приводит 5 таких мест.

1) Vayikra 16:1 (acherei mot)

2) vayikra 25:1 (behar Sinai)

3) [bamidbar 1:1 (second month)]

4) bamidbar 7:1 (nesiim inauguration)

5) bamidbar 9:1 (first month)

Но у нас есть Раши, который пользуется правилом ЭЙН МУКДАМ. Как мне казалось раньше, Раши использует правило налево и направо и говорит, что порядок другой А-В-Б-Г

РАШИ говорит – не может такого быть здесь хронологии, слишком много странных вещей написано!!!

1.На тельца собирали все вместе золото и на Мишкан собирают золото. Случайно?

2.Бецалель, внук Хура, строит Мишкан, а сам Хур был убит за тельца!  Случайно?

3.Начало рассказа про Мишкан – «вэасу ли микдаш вэшаханти бетохам» говорит, что Бог хочет снова поселиться среди евреев после тельца, тогда даже Моше вынес свой шатер вне стана ервейского!!

4.Аарон должен на инаугурации принести быка хатат. Зачем хатат – разве грех был? Зачем бык – сын тельца? Случайно?

5.Как можно назначать Аарона коэном в Тецаве, если еще первенцы не успели нагрешить с тельцом?

И таких примеров и аналогий много!!

ВЫВОД по РАШИ!! Ки Тиса и телец произошли фактически до Тецаве и Трума, а вот написаны в Торе – после!

Наверное можно и нужно уйти в обоснование позиции Раши и Рамбана, на это уйдет урок на 2 часа и наш вебинар для бней ноах превратится в семинар для раввинов. Придется еще объяснить смысл создания Мишкана по Рамбану и Раши.

ВОПРОС 1 В каких случаях можно применять правило «эйн мукдам», а в каких не стоит?

ВОПРОС 2 Как примирить мнение Рамбана и Раши!

Ответ Арье Лейб Хейман. Необходимо посмотреть на случаи «эйн мукдам», на который ссылается Раши и найти общий знаменатель!! Как я не дошел до этого сам??

ВОПРОС В каком случае Талмуд использовал правило «эйн мукдам» прямым текстом и по-видимому Раши взял его себе на вооружение?

Ответ В Псахим 6б. речь шла пасхальную жертву и там как раз обсуждение Песаха в начале Бемидбар.

ВОПРОС А в каких случая Раши приводит правило?

Ответ Около 10 раз только в Хумаше! Я лично насчитал 8 раз. То есть он взял правило из Псахим и решил его повсеместно использовать в Торе.

ВОПРОС возникает насколько вольно он мог его использовать.

Ответ рава Хеймана  ГЕНИАЛЬНЫЙ! В каждом случае изменения хронологии должна быть причина!

Давайте поймем причину первого явного нарушения хронологии в Псахим.

Сам Раши дает ответ на основе Сифри

«в первом месяце. Раздел в начале этой (четвертой) книги не был изречен до ияра (второго месяца). Ты видишь, что нет «раннего» и «позднего» в Торе (т. е. хронологический порядок определяющим не является). А почему (четвертая книга Торы) не начинается этим (разделом)? Потому что он содержит нечто предосудительное для Исраэля за сорок лет пребывания сынов Исраэля в пустыне они принесли только эту жертву песах [Сифре].»

ПРИЧИНА в этом случае – евреи принесли всего лишь один корбан песах в пустыне и Тора не хочет их позорить с самого начала Бемидбар и вставила аж в 9 главу. Вместо того, чтобы упрекать и критиковать евреев с самого начала 4 Хумаша, Тора решила отодвинуть порочащую евреев информацию подальше подальше.

ВЫВОД рава Хеймана, эта причина – оберегать честь и хорошее имя – будет использоваться и в других случаях изменения хронологического порядка.!

ВОПРОС А чья честь защищается в нашей главе?

Ответ Аарона!! Его в Тецаве назначают коэном, одевают в крутые одежды, и масо он зажигает, и освящение Мишкана делает и все что написано в главе Тецаве – ПРО ААРОНА и его сыновей. Эта коэнская похвальная глава написана перед Ки Тиса, где Аарон своими собственными руками сделал золотого тельца.

ВОПРОС Поверим раву Хейману на слово и не будем проверять все остальные случаи нарушения хронологии?

Ответ ну давайте еще один пример!

Конец Ноах и начало Лех Леха.

В конце Ноах Терах отец Авраама умирает, а в следующей главе Авраам 75 летний уходит из дома отца своего. Простая арифметика показывает, что на момент покидания дома отца Терах был жив и еще проживет 60 лет без Авраама!

ВОПРОС Почему тогда Тора «похоронила» Тераха еще в главе Ноах?

Ответ рава Хеймана и других мудрецов. Чтобы никто не сказал, что сын не уважает отца и бросает его самого. Снова Тора оказывает почтение и уважение Аврааму, защищает  чувство достоинство праведника от любых посягательств.

ВОПРОС А почему для Торы это важно?

Ответ рава Хеймана. Все, что написано в Торе становится реальностью.  Тора – это книга Существования нашего Мира. Если в Торе сначала написано что-то жесткое, строгое, это может быть судебный вердикт Всевышнего или это может быть трагедия народа (как следствие суда), то сложно, если вообще возможно в будущем исправить эту проблему. ИМЕННО с этой целью, в некоторых случаях нарушается хронологический порядок и Тора пишет похвальные вещи про человека или народ, просто добрые слова, а потом переходит к жестким вещам. В некоторых случаях дается лекарство перед болезнью, а иногда просто слова поддержки и надежды перед катастрофой и трагедией. И если для этой цели нужно поменять события в хронологическом порядке, то Тора это делает совсем не сомневаясь.

ВОПРОС А как объясняет Рамбан наличие освящения Мишкана, одежды коэнов и Аарона зажигающего менору в Тецаве ДО ТЕЛЬЦА? Ведь Аарон еще не успел согрешить!!

Ответ Хайма Каневского на основе Хазон Иш. Тецаве не имеет отношения к тельцу и к потере первенцами права делать работу левитов. Вся Тецаве про работу в Мишкане и про коэнов, где левиты и первенцы даже не планировались. То есть все логично и хронологично по Рамбану – Трума про Мишкан, Тецаве по служителей в Мишкане, потом случился телец в Ки Тисе, вся идея с Мишканом и коэнами заморозилась на 80 дней, а после все ожило в Ваякгеэль и Пкудей. https://matzav.com/watch-rav-michoel-sorotzkin-on-the-chronological-order-of-the-torah/

Оцените статью
Добавить комментарий