Зера Шимшон — комментарий на главу «Ки тиса».

Комментарии Зера Шимшон

В самом начале 31 главы, Ашем говорит Моше, что есть такой человек по имени Бецалель, и он теперь будет большой специалист по металлам, по камням и дереву. Сегодня мы разберемся каким образом Бецалель стал главным прорабом Мишкана!

Шмот 31

1. И говорил Господь Моше так: 

2. Смотри, Я призвал по имени Бецалэля, сына Ури, сына Хура, из колена Йеhуды. 

3. И Я исполнил его духом Б-жьим, мудростью, и разумением, и ведением, и всяким умением: 

4. Помышлять замыслы, воплощать в золоте, и в серебре, и в меди, 5. 

И в резьбе по камню для оправления, и в резьбе по дереву; делать всякую работу. 

Брахот 55а

Что касается назначения Бецалеля, рабби Ицхак сказал: «Назначают руководителя общины (парнас) только в том случае, если посоветуются (нимлахин) с общиной и они согласятся на назначение, как сказано: «И сказал Моше сынам Исраэля: Смотрите, Господь призвал по имени Бецалэля, сына Ури, сына Хура, из колена Йеhуды» (Шмот 35:30). Господь сказал Моше: Моше, подходит ли назначение Бецалеля в твоих глазах? Моше сказал Ему: Владыка Вселенной, если он достоин назначения в Твоих глазах, то тем более в моих глазах. Святой, благословен Он, сказал ему: Тем не менее, иди и расскажи Израилю и спроси их мнение. Моше пошел и сказал Израилю: годен ли в твоих глазах Бецалель? Они сказали ему: Если он подходит в глазах Святого, благословен Он, и в твоих глазах, тем более он подходит в наших глазах.

ВЫВОД ЗШ. Рабби Ицхак в Гмаре выводит правило, что парнас не может быть назначен если цибур против.

Конкретно в нашем случае вообще не было проблем с назначением Бецалеля. У нас все советуются со всеми. Ашем советуется с Моше, а Моше советуется с народом. Это правило говорит о разных руководителях над еврейским народом, а не только о царях и президентах.

Приходит Зера Барэх в первом перуше на Пкудей и указывает на большую кушию!

ВОПРОС 1 Всевышний задает Моше два вопроса?

1 вопрос – «как Бецалель выглядит в твоих глазах, то есть в глазах Моше» и после –

2 вопрос – «как Бецалель выглядит в глазах Израиля»?

ЗАЧЕМ АШЕМ ЗАДАЕТ ВОПРОС МОШЕ про Бецалеля? А что бы случилось, если бы Бецалель не понравился Моше?

ВОПРОС еще раз. Если Бецалель нравится Всевышнему и если он годится в глазах народа, то зачем еще спрашивать у Моше?

Теперь сам ЗШ задает свой

ВОПРОС. Почему рабби Ицхак вывел правило (при назначении начальника) советоваться с общиной из нашего пасука? (КАЛАШНИК ЗШ не пишет, но мне лично помнится, что мы учили это правило из пасука, когда Моше назначал Егошуа перед входом в Землю Израиля)

ВОПРОС Может наоборот, вообще то не нужно никаких консультаций, и в нашем случае это потребовалось, потому что Бецалель был подростком! И будет неуважительно для общины назначать такого молодого человека в качестве руководителя.

ВОПРОС Сколько лет было Бецалелю?

Ответ йуд гимель шаним, то есть 13 лет. Про это сказано в Сангедрин 69 в разделе про бен сорер у море. Надо сказать, что это замечательный лист, где обсуждаются самые крайние случаи рождения детей, про Батшеву родившую Шломо в возрасте 6 лет, про Харана родившего Сару в возрасте 8 лет, про Ноаха, который родил Шема в возрасте 502 лет,  и там же говорится про 13 лет Бецалеля с доказательствами.

ВОПРОС А на чем основано подозрение ЗШ?

Ответ Шульхан Арух в Орах Хаим. Относительно назначения шалиах цибур – посланника от общины, этот человек должен иметь целую бороду (нитмале зикно). ХИДУШ от ЗШ! Чтобы представлять интересы общины – надо иметь бороду! Более того, есть Гмара про рабби Элиэзер бен Азария, которому было 18 лет, и которого

назначили быть руководителем Сангедрина в Явне вместо рабана Гамлиэля. И с ним случилось чудо – за ночь его внешность изменилась, как будто ему 70 лет и у него даже появилась седая борода!

ВОПРОС Хорошие доказательства у ЗШ? И Шульхан Арух, и Гмара про рабби Элиэзера! Значит и правда 13 летнего Бецалеля надо было представлять народу и спрашивать разрешения у общины?

И ЕЩЕ НАДО ПРОВЕРИТЬ СВЯЗЬ пасука из 35 главы. Там в Ваякгель будет похожий текст про Моше и Бецалеля! Уже Моше передает слова Всевышнего народу.

Шмот35

30. И сказал Моше сынам Исраэля: Смотрите, Господь призвал по имени Бецалэля, сына Ури, сына Хура, из колена Йеhуды, 

И нашей 31 главы

2. Смотри, Я призвал по имени Бецалэля, сына Ури, сына Хура, из колена Йеhуды. 

3. И Я исполнил его духом Б-жьим, мудростью, и разумением, и ведением, и всяким умением: 

4. Помышлять замыслы, воплощать в золоте, и в серебре, и в меди, 

ВИДИМО все сложнее и возраст Бецалеля здесь ни при чем! Надо разбираться дальше.

ДАВАЙТЕ СЕЙЧАС посмотрим в Шульхан Арух но в раздел Йоре Деа – симан рамав, сейф далет.

Начинается гениальный ЗШ!

Там написано, что запрещено преподавать алаху в присутствии своего учителя (легорот бифней рабо)

Слово «леорот» в широком смысле – нельзя делать псаким, отвечать на вопросы, преподавать Тору другим людям и тд и Гмара подробно обсуждает, что можно и что нельзя. Там же Гмара обсуждает – что значит «бифней» — это рядом или в 1 км от учителя или в одном городе и другие детали разбираются в Гмаре и выводятся в Шульхан Арухе.

Но по-простому ученик не имеет права выдавать алахические выводы рядом со своим учителем.

ВОПРОС А если учитель разрешит это сделать?
Ответ ША Все равно нельзя это делать! Правда в случае, если учитель является «рав мувгак» — совр иврит – явный, ярко выраженный. Язык мудрецов – это основной учитель, который дал большую часть знаний своему ученику. Даже если он разрешает ученику давать алаху для других людей – ВСЕ РАВНО НЕЛЬЗЯ ЭТОГО ДЕЛАТЬ.

ВОПРОС А если учитель не рав мувгак?

Ответ. Если большая часть знаний получена от другого учителя, и только часть от этого, который сейчас рядом стоит, то тогда его разрешение учить Торе других срабатывает!

Теперь мы знаем чуть алаху и вернемся в наш пасук

ВОПРОС Моше был рав мувгак у Бецалеля или нет?

Ответ. Конечно! Моше был рав мувгак для Бецалеля и для всего народа Израиля.

ВЫВОД ПОЭТОМУ Бецалель не имел права быть руководителем и учить других как строить Мишкан рядом со своим учителем – Моше! И даже если Моше дал бы разрешение, то все равно это не помогло бы Бецалелю!

ВОПРОС А что тогда делать? Мишкан надо же строить? Как Бецалелю команды налево направо раздавать?

Ответ поэтому и написано в нашем пасуке

Шмот 31

1. И говорил Господь Моше так: 

2. Смотри, Я призвал по имени Бецалэля, сына Ури, сына Хура, из колена Йеhуды. 

3. И Я исполнил его духом Б-жьим, мудростью, и разумением, и ведением,

ВЫВОД ГЕНИАЛЬНЫЙ ЗШ, Сейчас когда Сам Всевышний наполнил Бецалеля мудрость, разумением и ведением, то сейчас Моше уже не единственный учитель Бецалеля!! Моше – больше не рав мувгак Бецалеля!!

И сейчас если Моше даст разрешение Бецалелю давать инструкции другим людям, то он сможет «легорот»!!

ИНТЕРЕСНО очень! Получается, что для всего народа Моше оставался первым и единственным учителем, а для Бецалеля Моше стал вторым учителем, потому что от Ашема Бецалель получил хохму-бину-даат напрямую!

ВОПРОС У нас получается ситуация, когда в народе Израиля есть два учителя, которые получили мудрость Торы напрямую от Ашем – Моше и Бецалель! И зачем тогда надо советоваться с народом при назначении Бецалеля? Он имеет право командовать ровно такое же как Моше!

Ответ Действительно! После того, как Моше дал разрешение Бецалелю «легорот», то не было необходимости советоваться с Израилем!

НО ВСЕВЫШНИЙ все равно настаивает на консультации, Он говорит Моше, что есть правило «не назначать парнаса без согласия с цибуром» и я хочу, чтобы это правило работало и дальше и хотя в этом случае его можно было бы не использовать, но пожалуйста пойди и спроси народ насчет Бецалеля!

ДАВАЙТЕ ОСТАНОВИМСЯ И ПРОАНАЛИЗИРУЕМ ЕЩЕ РАЗ наши вопрос в самом начале!

ВОПРОС Зачем Всевышний спрашивает Моше насчет Бецалеля и потом второй раз спрашивает общину насчет него?

Ответ ЗШ. Ашем не спрашивал совет у Моше насчет его ученика Бецалеля, а он просто сказал, что мудрость ученика от Самого Всевышнего и не хочет ли Моше дать разрешение Бецалелю (в качестве второго рава) раздавать инструкции народу строить Мишкан!

А вот второй раз Ашем просит Моше спросить совет у общины, ХОТЯ МОЖНО БЫЛО этого не делать!!! И Поэтому рабби Ицхак выводит знаменитое правило «не назначать руководителя без совета с общиной»!!

И СЕЙЧАС наше предположение, что Моше советовался с общиной только из-за малого возраста Бецалеля ОТПАДАЕТ! Возраст вообще здесь ни при чем! После того как Моше дал смиху Бецалелю «легорот», то он вышел из определения «наар» и вошел в категорию «хахам».

Мы видим перед собой новую бутылку со старым вином! Снаружи молодой подросток, а внутри старый мудрец Торы.

И у нас есть правило «вэгадарта пней закен»  -лаадор —  старое слово для «оказывать уважение». Мудрецы говорят, что  закен – это не старик вовсе, а Зэ шКаНа хохма – тот, кто приобрел мудрость.

Оказывается, мудрецы бывают молодыми очень как написано в Кидушин!

Кидушин 32б

Гемара анализирует эту бераиту. По-видимому, мнение рабби Йоси аГалили совпадает с мнением первого танна, поскольку они оба говорят, что старец — знаток Торы. Что добавляет рабби Йоси аГалили? Гмара отвечает: Между ними есть разница в том, кто молод и мудр. Первый танна утверждает: Тот, кто молод и мудр, не считается старцем, поскольку мицва применима только к тому, кто и пожилой и мудрый. Рабби Йоси аГалили утверждает: Почитание молодого и мудрого является мицвой. По словам раввина Йоси аГалили, мицва вообще не относится к старости, а только к мудрости.

Гемара спрашивает: Каковы рассуждения рабби Йоси аГалили? Он мог бы сказать тебе, что если тебе придет в голову объяснить, как говорит первый танна, что для того, чтобы обязанность почитать другого была в силе, этот человек должен быть и пожилым и мудрым, то пусть Милостивый напишет: Перед седой головой старца встань и поклонись. Какая разница между двумя терминами «седая голова» и «старец», что Милостивый разделяет их? Это говорит о том, что этот термин не такой, как тот, и тот термин не такой, как этот, т. е. от старца не требуется седой головы. Узнай из стиха, что даже юный и мудрый называется старцем.

И в заключении ЗШ решил добавить еще кое-что.

ВОПРОС А что значит «легорот» в отношении строительства Мишкана? Разве это как-то связано с алахическими решениями? Бецалель разбирался в металлах, пайке, ковке, гравировке, в камнях и в деревообработке. При чем здесь алаха? Ведь все инструкции давал Моше!

Ответ 1. Мы видим по тексту, что некоторые инструкции Бецалеля категорически противоречат инструкциям Моше! Это когда Моше говорил про строительство сначала предметов Мишкана, а потом самого Мишкана, а Бецалель его поправил и заявил, что надо строить сначала Мишкан, а потом предметы!

ПОЛУЧАЕТСЯ, что Бецалель не просто был прорабом, исполняющим инструкции заказчика, но и сам мог давать инструкции как заказчик!

Ответ 2 Когда Моше сказал сделать ковчег из дерева и покрыть его золотом, но Бецалель сделал иначе – он изготовил три ковчега – один из дерева и два из золота и поместил один внутрь другого. Подробно в Йома 72б.

Вот такой замечательный урок сегодня от ЗШ!

Мы узнали несколько правил.

1.нельзя назначать руководителя над народом без консультаций с людьми.

2.нельзя давать алаху рядом со своим учителем

И много чего еще!!

Оцените статью
Добавить комментарий