Комментарий из недельной главы Шмини.
Ваикра 9:2 «И сказал он Аарону: Возьми себе молодого тельца в очистительную жертву и овна во всесожжение, без порока, и принеси пред Господом. И сынам Исраэля говори так: Возьмите козла в очистительную жертву и тельца и агнца, по первому году, без порока, во всесожжение »
ВОПРОС ЗШ 1 Почему Аарон приносит тельца-хатат во искупление греха золотого тельца, а евреи нет? Они приносят козла ола.
ВОПРОС ЗШ 2 Почему Раши странно толкует «возьми себе (для себя) тельца. (Это имеет целью) сообщить, что Святой, благословен Он, Сказал ему через Моше: посредством этого тельца дарует ему искупление за совершенное им с (золотым) тельцом [Сифра; Танхума].»
Леhодиа шекипер ло Ашем аль ядей эгель зэ аль маасэ аэгель шэаса
Зачем здесь слово «легодиа» — сообщить?
Ответ других мудрецов. Аарон руками сделал тельца, но не было намерения. Поэтому телец у него хатат, а не ола. А евреи хотели сделать, но только мыслями, а не руками. Поэтому они тельца приносят как ола, а не как хатат.
ВОПРОС А зачем они хатат козла приносят?
Ответ. Это искупление продажи Йосефа.
Ответ Зера Шимшона Раши специально ставит акцент на слове «легодиа»!!
Талмуд Рош аШана пишет, что в Йом Кипур Первосвященник входит в Кодеш Кодашим только в белых одеждах, все золото оставляет снаружи. Талмуд пишет, что ничто не должно напоминать золото тельца. Коннотация как слова «золото» негативная, но и у слова «телец» тоже негативная!!
ВОПРОС. А почему тогда Аарон приносит хатат тельца?? Ведь это напоминание о грехе тельца золотого! Зачем?
Ответ ЗШ. Этот телец в виде хатат и само его упоминание здесь является доказательством того, что Аарон не грешил! У него была чистая совесть, он старался наоборот — предотвратить грех евреев. И доказательством его чистых намерений и является телец хатат (КАЛАШНИК хатат приносится для грехов бешогег и бетаут). Но еврейский народ виноват в грехе тельца, они не могут принести хатат в виде тельца, это будет напоминание о том нехорошем событии.
УРОК ЖИЗНИ от Зера Шимшона. Запрещено напоминать человеку о прошлых грехах. Это есть и в алахе Рамбама про прошедших гиюр и в книгах по мусару. Нельзя судить человека, не побывав в его туфлях. Запрещено рассказывать про грехи одного человека третьим лицам – это чистая лашон ара, но так же нельзя говорить человеку в лицо про его прегрешения в прошлом.