Как стать святым по Рамбаму

Вопросы - ответы

Комментарий на недельную главу Торы «Шмини».

КАК СТАТЬ СВЯТЫМ? Что делает человека святым по Рамбаму?

ВОПРОС. Что такое святой человек?

Ответ 1 первый приходящий в голову – исполнять все заповеди, бояться Бога, ходить в синагогу молиться 3 раза в день, соблюдать Шаббат, построить хорошую семью, учить Тору каждый день и тд? Наверное, Вы подумали про это? Ответ совсем другой!!!

Ответ 2 Кадош на иврите это среднее между отделенный и выделенный, скорее всего оба эти значения находятся в слове обособленный.

ВОПРОС. Святость влияет только на отношения человека с Богом? Другими словами, можно ли быть святым не привлекая отношения Бога и человека?

Ответ Хотя первая ссылка на законы кашрута [кошерного питания] содержится  главе Мишпатим [Шмот 22:30 ], Тора фактически перечисляет и определяет кошерные виды животных, рыб и птиц здесь, в главе Шмини. Дальше будет еще несколько глав по кашруту, например Рээ в Дварим.

ВОПРОС Что общего в тексте глав Торы, где есть упоминание кашрута?

Шмот Мишпатим 22:30

30  И мужами святыми будьте Мне; и мяса в поле растерзанного не ешьте, псу бросайте его.

Ваикра Шмини 11:44

44. Ибо Я Господь, Б-г ваш, освятите себя, и будете святы, ибо свят Я, и не оскверняйте ваших душ всяким существом, копошащимся на земле. 

Дварим Рээ 14:20

20. Все крылатое чистое ешьте. 

21. Не ешьте никакой падали; пришельцу, который во вратах твоих, отдай ее, и он будет есть ее, или продай чужеземцу; Ибо народ святой ты Господу, Б-гу твоему.

Ответ. Вы заметили слово «святой» после каждого запрета некошерной еды?

ВОПРОС В каком из 14 томов своей книги Мишне Тора Рамбам перечисляет законы запрещенной пищи? Серьезные ученики Рамбама знают, что место, где Рамбам классифицирует определенный набор законов, само по себе дает представление о природе этих законов. То есть место, куда Рамбам поместил тот или иной закон – имеет существенную роль!!

Ответ Рамбам помещает законы запрещенной пищи в свою Сефер Кдуша [Книгу святости]. Сефер Кедуша содержит законы запрещенной пищи, а также законы запрещенных сексуальных отношений. Можно сделать такую же подборку текстов про гилуй арайот и святость, как мы только что сделали про кашрут и святость.

Маймонид указывает, что соблюдение законов кашрута и законов сексуальной морали — вот что делает человека святым.

В параше Кдошим есть знаменитый Раши  «Святы будьте» [ Ваикра 19:2 ],

Говори всей общине сынов Исраэля и скажи им: Святы будьте; ибо свят Я, Господь, Б-г ваш

Вот Раши

святы будьте. Сторонитесь запретных связей (перечисленных в предыдущем разделе) и помыслов преступных. (Таково значение слов «святы будьте») ибо везде (в Торе), где находишь (повеление) оградить себя от такого, находишь также упоминание о святости. «Жену блудную и опороченную (не брать им)… Я Господь, освящающий вас» [21, 7-8]. «И не опорочит он свое потомство… Я Господь, его освящающий» [21, 15]. «Святы будут они… Жену блудную или опороченную» [21, 6-7].

Раши толкует слова «святой» как «отдален от запретных связей». 

ВЫВОД Еврейское определение святости — это тот, кто знает, как воздерживаться, как проявлять самообладание. Человек, который не потакает своим желаниям, является, по нашему определению, святым человеком.

Сам пасук в главе Мишпатим [Шмот 22:30], который впервые вводит ограничения кашрута, начинается со слов «Ты будешь для меня святым народом…» Святость — вот что такое Кашрут

.

В Бава Меция 91б Рабби Ишмаэль говорил, что Всевышний сказал — евреев стоило бы вывести из Египта только ради того, чтобы они не ели нечистых животных! Неужели кашрут так важен??

Рабби Егуда аНаси и Антонинус – одногодки и мама рабби Егуды кормила Антонинуса молоком всего один день

ВОПРОС А что сказал бы Нахманид про Святость?

Ответ Для продвинутых учеников Торы есть спец книга Рамбана Игерет аКодеш, где он много на тему интимных отношений говорит!

Оглавление книги Игерет аКодеш

О СУТИ БЛИЗОСТИ

О ВРЕМЕНИ БЛИЗОСТИ

Пища, способствующая достойной интимной близости

О НАМЕРЕНИИ ПРИ БЛИЗОСТИ

О КАЧЕСТВЕ СВЯЗИ

Молитва Рамбана в ночь соития (с транслитерацией)

Светлой памяти

Сегулот

Вот кусочек из 3 главы

«мужчине предписывается следить за своим питанием, чтобы его «טיפה» семени «была чистой и умеренной», допускающая зачатие мудрого и благочестивого сына. Регулирование того, что «муж ест» исходит из того, что съеденная пища влияет на характер человека. Еда такая как кровь, жир, хищные птицы, звери, свиньи и грызуны, что прямо запрещено еврейским законом, также отражено на мистическом уровне, чтобы избежать духовной нечистоты: «А теперь мы скажем это введение, знайте, что когда кровь образуется и превращается в тело, кровь принимает природу пищи, из которой он сделан ». Поскольку кровь превращается в сперму, диета мужа должна состоять из разрешенных продукты, которые являются «чистыми и незагрязненными». Напротив, нет параллельных инструкций или внимания, уделяемого влияние диеты женщины на ее זרע и тд и тп»

Талмуд [ Йома 82b ] говорит , что некая беременная женщина вдохнула аромат запретной пищи и у нее начинает развиваться неконтролируемое желание съесть эту пищу на Йом Кипур.

Ее привели ее к Ребе, и он прошептал ей на ухо (как будто обращаясь к эмбриону): «Сегодня Йом Кипур». Тяга женщины к еде утихла. 

Талмуд утверждает, что этим младенцем оказался рабби Йоханан.

Затем Талмуд рассказывает аналогичную историю, за исключением того, что шепот не помог, и матери пришлось есть в Йом Кипур (чтобы спасти свою жизнь). 

Талмуд упоминает, что этот ребенок оказался грешным человеком в будущем. Гемара идентифицирует этого нечестивого человека как «Шабтай, тот, кто будет копить фрукты» (он загнал рынок в тупик на базовые товары, а затем установил для бедных непомерно высокие цены на продукты).

(Примечание редактора: в наше время, когда беременная женщина должна есть в Йом Кипур, это не означает, что у нее будет грешный ребенок. Те времена были другими. Люди были на другой мадриге (духовном уровне). Кроме того, у нас нет силы Амораим, нашептывающим в наши уши.

ВОПРОС Почему потакание своим слабостям должно быть связано с недостатком святости? Это не похоже на проблему «святости» — святость здесь ни при чем!! Кажется, это проблема того, кто плохо относится к своим собратьям. Какая связь между взрослым грешником и тем фактом, что он был прожорливым эмбрионом?

Есть следующее объяснение рава Яакова Наймана в его работе Даркей Мусар:

Ответ в том, что человек, не являющийся святым, потакает своим желаниям. 

В конце концов, потакание своим слабостям влияет не только на отношения с Б-гом, но и на отношения с другими людьми. Если человек потакает своим желаниям, он сосредоточен на том, что «мои потребности должны быть удовлетворены». Это противоположность святому человеку. Тот, кто всегда должен удовлетворять свои потребности и аппетиты, в конечном итоге не станет хорошим человеком для своих собратьев.

ВЫВОД БОЛЬШОЙ Святость — это не только понятие, существующее между человеком и Б-гом. С этим никто не спорит и никто не отрицает!!

Но святость также влияет на то, как мы ведем нашу повседневную жизнь и как мы взаимодействуем с обществом. Умение контролировать свои побуждения и желания заставляет наши отношения в бизнесе, в семье и вообще обществе также отличаться!

Оцените статью
Добавить комментарий