Урок жизни из главы Итро — Шмот 18:20

Уроки жизни

Недельная глава Итро, книга Шмот 18:20.

ВОПРОС УРОК ЖИЗНИ  «И освети им уставы и учения, и возвести им путь, по которому им идти, и дело, какое им делать.» 

Чем отличается «путь, по которому идти» от «дела, какое делать»? lifnim mishurat hadin

Ответ мудрецов. Бава Меция 30б «путь» это буква закона, а «дело» это действия вне буквы закона (русское выражение – дух закона) . 

Этот принцип ЛИФНИМ МЕШУРАТ АДИН всегда идет первым в списке принципов ведения бизнеса по-еврейски.

СНАЧАЛА В СУДЕ

Концепция «духа закона» сводится к тому, что когда человек судится с другим человеком, то он морально должен быть готовым к компромиссу и не добиваться исполнения решения суда.

Есть даже слова раби Йоханана, что Ерушалайм был разрушен потому что люди настаивали на своих правах в еврейском суде по букве закона, а не использовали «лифним мешурат адин» по духу закона!

Не всегда требование своих прав (даже законных) приводит в будущем к хорошим вещам. В еврейском суде есть место и ценность для компромисса, или для досудебного решения спора.

Поэтому в практике даже современного бейт дина существует процедура, когда судья предлагает сторонам компромисс (пшара) перед началом заседания (дин).

Сангедрин 7а — ВЫ ХОТИТЕ ДИН ИЛИ ПШАРА?

Кстати мудрецы спорили, как судья может давать такой совет для компромисса сторонам, если он точно знает, что Мойше прав на 100% и Изя должен ему 1000 дол. Ведь предлагая компромисс, судья вводит Мойше в заблуждение – ставит препятствие перед слепым!!!! Разве это не нарушение? Раби Семах говорил, что здесь (с судьями) этот принцип не работает, потому что сейчас Мойше потеряет 1000 дол в короткой перспективе, но оставшись друзьями с Изей он заработает 10 тыс до через 5 лет. А вдруг их дети могут пожениться и им придется сидеть за одним столом, тогда здесь уже речь не о долларах, а о чем-то большем.

ВЫВОД рава Семаха – Итро дал супер совет Моше! Он посоветовал еврейскому народу не всегда судиться по букве закона, но иногда проявлять снисхождение и даже будучи правым идти на компромисс!!

Кстати, почему раби Йоханан сказал, что Ерушайлайм  был разрушен из-за этого? Все очень просто. Мы знаем, что 2 Храм был разрушен из-за синат хинам — беспричинной ненависти. Это когда люди живут по животным принципам, волк ест волка.  Человек всегда судится с соседом по любому поводу.

ТЕПЕРЬ В БИЗНЕСЕ Классический случай «лифним мешурат адин» тысячелетней давности!

Жил был рав Сафра, он был крупный торговец вином.  Потенциальный покупатель пришел за вином, а в это время рав Сафра читал Шма. Покупатель назвал название вина, количество и свою цену. Рав молчал и читал молитву (прерываться нельзя) . Покупатель подумал, что мало предложил и увеличил сумму. Рав продолжал молчать. И так повторилось несколько раз. Дочитав молитву, рав Сафра сказал, что согласен с первой озвученной ценой! Это типичный пример  «лифним мешурат адин». Он поступил по духу закона, а не по букве. Это должно быть нормой для любого еврейского бизнеса.

Случай недавний сравнительно.  Жил был немецкий еврей по фамилии Беер.  В конце 19 века году ему принадлежала большая пивная компания «Беер, Зондхаймер Компани» . В пятницу 1870 года, незадолго до начала Франко-немецкой войны, Гер Беер покинул офис и поехал домой на Шаббат. У него были большие запасы меди, олова и других металлов. Весь Шаббат дежурный завода получил целую охапку срочных телеграмм, которые он передал своему хозяину утром в воскресенье. Все телеграммы были от Министра Обороны Германии и ему предлагалось продать весь его метал на нужды государства и войны.  Каждая телеграмма увеличивала стоимость предложения!!!

Гер Беер связался с Министром и сказал, что согласен на первую стоимость, озвученную в самой  первой телеграмме, так как у него был Шаббат и он не мог ответить.

Руководство Германии  было шокировано таким поведением еврейского бизнесмена и в дальнейшем он получил большое количество госзаказов и был в фаворе у Канцлера.

Оцените статью
Добавить комментарий