В Мидраше говорится: «Подойди и посмотри на похвалу Моше Рабейну: Аарон и старейшины держали за его руки, и он победил их».
ВОПРОС Что хочет сказать Мидраш?
Ответ Простое прочтение Торы состоит в том, что Моше спустился с горы Синай, увидел Золотого Тельца и связанные с ним движение и разбил Лухот-Скрижали с Десятью Речениями.
Мидраш, однако, сообщает, что это было не так просто. Возникли яростные разногласия между Моше и мудрецами!!
—-Моше утверждал, что евреи поклонялись идолу и, следовательно, не заслуживали Торы. Моше чувствовал, что ему следует разбить Скрижали.
—-Аарон и старейшины яростно возражали. Они не только спорили с ним, но, согласно мидрашу, они также хватали его за руки, чтобы помешать ему сделать это. Но в Мидраше делается вывод, что Моше Раббейну был настойчив и победил не только в академическом и интеллектуальном споре, но и в физической силе, схватив Лухот и разбив их.
ВОПРОС А мы можем понять аргументацию Аарона и старейшин?
Ответ. Да! Легко можно понять аргумент Аарона и старейшин. Этот каменный набор Скрижалей был самым уникальным предметом в мире. Ничто во Вселенной не могло сравниться с «Почерком Б-га ». Представьте себе — когда мы видим, что кто-то поднимает Тору после чтения, если Сефер Тора начинает дрожать, мы все знаем, какая реакция у окружающих!! Инстинктивно мы бросаемся вперед, пытаясь поймать свиток Священной Торы и не дать ему упасть.
Теперь умножьте этот сценарий в тысячи раз. Какой бы святой ни была Сефер Тора, но их существуют тысячи и тысячи. Более того, в случае с «Хагбаа» действие совершается не из-за гнева или преднамеренно — это просто потенциальная случайность.
Но Моше собирался намеренно уничтожить это единственное в своем роде Свидетельство, написанное Собственным почерком Б-га!
Аарон и старейшины кричали: «Ты неправ, Моше! Правда, они поклоняются Тельцу. Они ошибаются, но мы можем поработать с ними, мы можем показать им их ошибки. Не ломай Скрижали!»
Однако, как говорится в «Мидраше», Моше Раббейну выстоял и победил оппозицию, разбил Лухот!
Моше был против большинства остальных мнений. Один против всех! Логика принадлежала большинству. Эмоции пребывали в большинстве. Моше все отверг и сломал Лухот.
ВОПРОС Откуда Моше черпал эту убежденность и смелость?
Ответ Талмуд [ Шаббат 87а ] говорит , что Моше вывел свое решение из КАЛЬ ВАХОМЕР [логический аргумент от простого к сложному]: Если Тора утверждает в отношении жертвоприношения Песах (которое является одной из 613 заповедей), что МУМАР [тот , кто отказался от иудаизма] не может кушать от него (Коль бен нехар ло йохаль бо [Шмот 12:43 ]) — тогда евреи со своим Золотым Тельцом, имеющие статус Мумаров, определенно не могут получить и принять всю Тору. ЛОГИЧНО ЗВУЧИТ Каль ваХомер?
НО ПРИХОДЯТ Тосфот через тысячу лет и говорят, что это не бесспорный Каль ВаХомер.
Как ни странно, Тосфот не задают вопросов ни Раши как обычно, ни Гемаре.
Тосфот задают вопрос самому Моше Рабейну! Тосфот утверждают, что даже если Мумар не имеет права есть жертву Песах, это не убедительный аргумент в пользу того, что Моше не должен был давать им Скрижали.
КАК ВАМ НРАВИТСЯ, ЧТО средневековые мудрецы спорят с Моше рабейну!!
Причина, по которой это не убедительный аргумент, заключается в том, что предоставление им Торы могло вдохновить их на тшуву. Это могло привести к тому, что они отвергнут свою ересь и таким образом потеряют статус Мумарим. То есть, Скрижали неразбитые приведут евреев обратно к Торе!!
Должны ли мы предположить, что Моше Рабейну никогда не слышал о еврейском понятии керув?
Где же тогда Каль ВаХомер? Это вопрос Тосфот.
Рав Пам (рав Авраам Яаков Пам (1913-2001) многолетний рош ешива Ешива Тора вэДаат в Бруклине)
объясняет, что Тосфот на самом деле не задают вопрос Моше Рабейну.
Это заявление Гмары беспокоит Тосфот. ФУХ!! УЖЕ ЛЕГЧЕ, Тосфот не спорит с Моше, но задает вопрос по Гмаре и Каль ваХомер.
Гмара утверждает, что этот инцидент — одна из трех вещей, которые Моше сделал сам (m’Daato). Тосфот обеспокоены тем, что, если у Моше был Каль В’Хомер, то решение не следует принимать «по его собственному усмотрению». Каль В’Хомер — один из 13 принципов, используемых для толкования Торы. Все, что основано на 13 принципах, является неотъемлемой частью Торы. Его не следует называть «м’Даато», поскольку это не самостоятельное действие. САМИ ПОСУДИТЕ – судья не может сказать в одном кейсе – человек виновен по статье 130 Административного Кодекса и одновременно добавить, что человек виновен по моему личному мнению. Надо выбирать – или по закону или по личному решению! А у нас есть две Гмары и в одной написано, что Моше вывел каль ва хомер, а в другой Гмаре – он поступил ми-даато. Противоречие?
Таким образом, Тосфот утверждает, что это НЕ был действительный Каль в’Хомер. Исходя из формальной алахи, Моше Рабейну здесь не было бы места для самодеятельности!
Каль ва’Хомер на самом деле ошибочен.
ВОПРОС Так что же заставило Моше Рабейну сломить Лухот?
Ответ Собственная, личная точка зрения Моше. Это понятие известно как «Даат Тора» — мудрость Торы. Моше Раббейну сделал то, что все считали «сумасшедшим».
Исходя из строгих юридических принципов, Моше не смог доказать свою правоту. Хотя Гмара попыталась сделать это за него. Моше интуитивно чувствовал, что ему нужно сломать Лухот, и он сломал их, основываясь только на этой интуиции!
Это, пожалуй, лучший пример во всей Торе, когда еврейский лидер действует исключительно на основе «Даат Тора».
У Моше не было доказательств своей точки зрения.
У него не было убедительного аргумента.
Он не мог открыть текст и указать на свое оправдание.
Но он сделал это, потому что его сущность и его личность подсказали ему, что это было правильным поступком. В процессе он был готов взять на себя весь еврейский истеблишмент и сказать им: «Вы ошибаетесь, а я прав».
ВОПРОС Может Вы помните подобные поступки еврейских лидеров?
Ответ Егуда аНаси нарушил запрет и записал Письменную Тору, позже Каббалу разрешат преподавать простой публике, сейчас вот разрешили неевреям изучать Тору! Чаще всего сложные разрешения дают величайшие мудрецы, а не совсем величайшие как правило увеличивают запреты.
В последнем стихе Торы в конце Дварим, когда Б-г написал эпитафию Моше — величайшее единственное деяние, которое совершил Моше, пасук говорит: «… вся сильная рука… которую Моше совершил перед глазами всего Израиля» [ Дварим 34: 12 ]. Раши интерпретирует эту фразу как «что его сердце вдохновило его разбить Лухот на их глазах». Это был величайший момент Моше Рабейну. МЫ ВИДИМ ОТСЮДА, ЧТО САМЫЙ ВЫДАЮЩИЙСЯ ПОСТУПОК МОШЕ В ТЕЧЕНИИ ВСЕХ 120 ЛЕТ – РАЗБИТИЕ СКРИЖАЛЕЙ!!
ВОПРОС Рава Шломо Хейман (1893-1944) имел обыкновение говорить, что когда Рамбам пишет, «мне кажется» (что указывает на то, что у него нет талмудических или раввинских источников закона), что это сильнее любых доказательств, которые он мог бы привести. Почему так?
Ответ Потому что выражение «мне кажется» указывает на то, что Рамбам ставит свою «Даат Тора» на это мнение. Интуиции Торы Рамбама можно доверять больше любого другого доказательства, которое может быть предложено. У любого доказательства может быть контрдоказательство. Но за «мне кажется» Рамбама стоит вся Тора.
Второе замечание рав Пама таково: почему, собственно, Моше сломал Лухот? Тосфот кажутся правыми. Моше следовало наказать евреев за создание Золотого Тельца. Он должен был сказать им, что они ошибались, и посоветовать им начать все сначала. В конце концов, это были те же люди, которые всего за несколько недель до этого были отнесены к категории идолопоклонников, как и египтяне. («Эти поклоняются чужим богам, и эти — чужим богам».) Моше следовало проявить к ним больше терпения, и он не должен был ожидать чего-то иного. Он должен был дать им Тору и надеяться, что они станут лучше.
ВОПРОС Что было в голове Моше? Что им двигало, когда он разбивал Скрижали?
Ответ Рав Пам предлагает удивительное понимание. Несколькими неделями ранее, когда они еще были в Египте, поклоняясь идолам, они знали, что это неправильно. Но здесь они сделали идола и провозгласили: «Это твой бог, о Израиль, который вывел тебя из земли Египетской» [ Шмот 32: 4 ]. Когда кто-то берет иудаизм и пытается наполнить его Авода Зара и говорит: «Это иудаизм», это не просто возврат к своим старым путям. Это сознательное извращение иудаизма. Нельзя называть идола Богом. Для такого человека или нации нет надежды. Одно дело уйти из иудаизма, а совсем другое дело – изменять иудаизм – ВЕЛИЧАЙШАЯ ИДЕЯ РАВА ПАМА!
Это был Даат Тора от Моше, который пошел против всего народа Израиля и по поводу этого решения которого Б-г поздравил Моше словами «Яшар Кохаха» [хорошо сделано] за разбитие Лухот [Раши — Дварим 34:12 ].