Ор аХайм аКадош Шмот 12:1-21

Статьи и комментарии Ор аХаим аКадош

Шмот 12-1

וַיֹּ֤אמֶר יְהֹוָה֙ אֶל־מֹשֶׁ֣ה וְאֶֽל־אַהֲרֹ֔ן בְּאֶ֥רֶץ מִצְרַ֖יִם לֵאמֹֽר׃

И сказал Господь Моше и Аарону на земле Мицраима так: 

12-2

הַחֹ֧דֶשׁ הַזֶּ֛ה לָכֶ֖ם רֹ֣אשׁ חֳדָשִׁ֑ים רִאשׁ֥וֹן הוּא֙ לָכֶ֔ם לְחׇדְשֵׁ֖י הַשָּׁנָֽה׃

 Этот месяц для вас — Глава месяцев, первый он у вас из месяцев года

АХОДЕШ АЗЭ ЛАХЕМ РОШ ХОДАШИМ РИШОН ГУ

ВОПРОС 1 Почему написано «аХодеш аЗэ», а не просто «аХодеш Зэ»? Зачем писать ИМЕННО этот месяц?

ВОПРОС 2 Почему в Торе повторяются ראש חדשים и ראשון הוא? Зачем нужно удвоение – «первый из месяцев» и «первый он»?

ВОПРОС 3 Зачем написано ВАМ этот месяц?

Ответ Я считаю, что ראש означает, что месяц Ниссан будет особенно важным, самым лучшим из месяцев. «мувхар» (РЕДАКТОР «рош ходашим» надо переводить не как «голова месяцев», а «лучший месяц» ВООБЩЕ слово РИШОН имеет два значения – «первый» и «лучший»).

ВОПРОС. А есть этому доказательство?

Ответ. Да! Мы находим слово ראש, используемое в этом смысле в Шмот 30,23, когда обсуждается самая важная из специй при приготовлении масла для помазания. (РЕДАКТОР ХИДУШ ОХ, У нас есть лучшие благовония – это бсамим рош, значит и здесь лучший месяц – рош ходашим!! ОХ не пишет, но интересно, что мы учили самый любимый месяц у Ашем – это 7 месяц, и тогда по ОХ получается, что самый любимый и самый лучший месяц у евреев – 1 месяц).

Шмот 30-23

וְאַתָּ֣ה קַח־לְךָ֮ בְּשָׂמִ֣ים רֹאשׁ֒

И ты возьми себе благовоний лучших

ВОПРОС Зачем Тора добавила «первый он для ВАС» — ЛАХЕМ?

Ответ Тора подчеркнула слово ЛАХЕМ, чтобы сообщить нам, что этот месяц будет особенным только для еврейского народа. (РЕДАКТОР слово «лахем» исключает все остальные народы мира, то есть 1 месяц будет лучшим только для евреев).

ВОПРОС А в чем проявляется это качество мувхар «избранности»? Чем этот месяц лучше других?

Ответ Наши мудрецы указали в Рош аШана 11, что Израиль был спасен из Египта в Нисане и что будущее спасение снова произойдет в этом месяце. Это потому, что этот месяц является предвестником хороших новостей для Израиля. Уместно, чтобы Израиль начал отсчет месяцев в году, сделав Ниссан первым месяцем.(РЕДАКТОР ниссан – месяц спасения еврейского народа и месяц хороших новостей ПЕРУШ 1).

ВОПРОС А зачем нужен определенный артикль перед «зэ»?

Ответ 1 Причина, по которой Тора пишет החודש הזה вместо חודש זה, — это отсылка к чему-то или кому-то, с кем мы уже знакомы. (РЕДАКТОР любой определенный артикль означает, что мы уже знаем нечто упомянутое).  Ссылка на эту уже известную нам сущность — это сам Всевышний, который описан в 15,2 как  זה אלי, «Это (Один) мой Б-г זֶ֤ה אֵלִי֙ וְאַנְוֵ֔הוּ  в Песне Моря». Тора ссылается на обещание, что именно этот Б-г устроит спасение и искупление. (РЕДАКТОР ЗЭ – это Всевышний и фраза означает «В этот месяц ЭТО ЗЭ будет с вами» это очень хасидский перуш и наверное поэтому хасиды 18 века так полюбили ОХ! ПЕРУШ 2)) 

Ответ 2 Дополнительное значение, полученное из формулировки этой строки, заключается в том, что Израиль будет РОШ — головой, в результате того, что произошло в этом месяце. (РЕДАКТОР в этом месяце Израиль возвысится, станет головой. Были хвостом у египтян, а станете головой! ПЕРУШ 3)).

Ответ 3 Цифровое значение слова זה –  — 12, то есть Nissan будет первым и самым выдающимся из этих двенадцати месяцев. (РЕДАКТОР Совсем простой перуш зэ – 12, и тогда фраза означает, что ниссан первый из 12 месяцев. ПЕРУШ 4)

12-3

דַּבְּר֗וּ אֶֽל־כׇּל־עֲדַ֤ת יִשְׂרָאֵל֙ לֵאמֹ֔ר בֶּעָשֹׂ֖ר לַחֹ֣דֶשׁ הַזֶּ֑ה וְיִקְח֣וּ לָהֶ֗ם אִ֛ישׁ שֶׂ֥ה לְבֵית־אָבֹ֖ת שֶׂ֥ה לַבָּֽיִת׃

Говорите всей общине Исраэля так: В десятый (день) этого месяца пусть возьмут себе каждый по агнцу на отчий дом, по агнцу на дом.

ДАБРУ ЭЛЬ КОЛЬ АДАТ ИСРАЭЛЬ ЛЕМОР

ВОПРОС 1 Почему Всевышний должен был использовать инструкцию דברו и не мог обойтись обычным методом общения с евреями, то есть לאמור? Почему надо говорить ДАБРУ, а не ТОМЕРУ?

ВОПРОС 2 Почему Всевышний вообще не опустил слово לאמור и просто сказал: דברו?  Зачем лишнее слово «лемор»? В таком случае обращение Моше могло включать как информацию о новолунии, так и подробности подготовки к Пасхе. (РЕДАКТОР у нас есть прекрасный первый пасук и там уже есть два слова «лемор» и они прекрасно могут включить в себя и закон рош ходеш и закон корбан песах).  

ВОПРОС 3 Кому надо пересказывать закон про Песах?

Слово לאמור вообще трудно понять, поскольку неясно, кому евреи должны были сообщить этот новый закон о пасхальном агнце. Ведь и так написано, что надо сказать всей общине Израиля!

Ответ. Возможно, причина, по которой пришлось использовать два выражения, довольно проста.

Закон Корбан Песах включал в себя два аспекта:

1) Израиль будет возвышен, показывая своим врагам, как они сами потребовали возмездия от своих божеств, заколов овец (ср. Шмот Раба 16,3), (РЕДАКТОР в заповеди по «взятию ягненка» есть 2 аспекта. ОДИН АСПЕКТ еврейский народ будет возвышен – «амира» — возвышение, крона дерева, арабское эмир)

2) выполнение повеления сопровождалось угрозой того, что любому, кто не выполнит эту команду, грозит смерть. (КАДАШНИК ВТОРОЙ аспект – если не выполнят евреи эту мицву, то им грозит смерть – дибур – лешон коши. Дибурами обычно говорят цари и руководители)

Таким образом, слово לאמור подходит для первого из двух аспектов этой заповеди, тогда как слово דברו подходит для инструкций, содержащих предупреждение о возможном несоблюдении. (РЕДАКТОР Получится следующий перевод – ДАБРУ — БЫСТРО взяли ягненка – это приказ, ЛЕМОР Если возьмете ягненка, то вы возвыситесь среди других народов –это совет друга, а не приказ генерала)

ВОПРОС Почему дабер нет в законе про новую луну?

Ответ. Там нет наказаний карет, потому и жесткого дабер нет! Получается, что выбора слово дабер или лемор зависит от наказания за несоблюдение заповеди!

Другое, второстепенное значение слова לאמור может быть связано с тем, что Ашем наставлял Моше и Аарона мягко проявлять свою власть. (РЕДАКТОР Здесь оба слова дабер и лемор относятся с качествам руководства народом — надо быть и жестким и мягким руководителем одновременно)

Моше также должен был первым общаться со старейшинами, как мы находим, что он сделал это в 12-21, где сообщается, что он призвал всех старейшин Израиля. Наставление דברו предназначалось старейшинам, тогда как слово לאמור учит, что он также должен был сообщить подробности закона всему народу. (РЕДАКТОР Это чистый пшат от ОХ. Моше и Аарон должны ледабер со старейшинами, а лемор со всеми остальными евреями. И это слово лемор для всех евреев мы уже видим в 21 пасуке. КСТАТИ в 21 пасуке ОХ уже предлагает два варианта сообщения мицвы. Моше –старейшинам-народ или Моше и старейшинам и народу)

12-21

וַיִּקְרָ֥א מֹשֶׁ֛ה לְכׇל־זִקְנֵ֥י יִשְׂרָאֵ֖ל וַיֹּ֣אמֶר אֲלֵהֶ֑ם מִֽשְׁכ֗וּ וּקְח֨וּ לָכֶ֥ם צֹ֛אן לְמִשְׁפְּחֹתֵיכֶ֖ם וְשַׁחֲט֥וּ הַפָּֽסַח׃

И призвал Моше всех старейшин Исраэля, и сказал им: Выведите и возьмите себе (из) мелкого скота для ваших семейств и заколите (жертву) песах

(РЕДАКТОР эту фразу мишху укху очень любят разбирать мудрецы занимающиеся алахой. Это не дерех апшат, как мы разбираем и не дерех асод, а интересный аспект Изучения Торы, который называется дерех алаха.

Гемара понимает этот пасук следующим образом. Мишху Йядейхем Меаавода Зара, Укху Лахем Цон. Сначала уберите ваши руки от от Авода Зора, к которой многие евреи привыкли в Мицраим, и тогда пойдите, купите себе овцу на Корбан Песах.

ВОПРОС. Сефер Паним Яфот спрашивает, поскольку овцы были Авода Зора, они не должны были подходить для Корбана. Как они вдруг стали кошерными на Корбан Песах?

Ответ Паним Яфот отвечает, основываясь на Алахе. В Масехет Авода Зора мы находим знаменитую алаху, что если нееврей владеет предметом Авода Зора, возможно, что этот предмет станет разрешенным после штуки под названием Битуль.

ВОПРОС Что такое битуль?

Ответ Битуль — это когда нееврей, который поклоняется идолам, — это Меватель Avodah Zorah. Он показывает, что больше не верит в этот предмет и эту Авода Зара, ломая или что-то с ним делая, что показало бы, что он ее больше не почитает и не уважает. Если он совершит какое-либо подобное действие, он может сделать этот предмет Аводы Зары дозволеной.

Один тип битуля — это если идолопоклонник продает идола кому-то другому, который сам не является идолопоклонником. Тот, кто считает, что это идол, не будет продавать бога тому, кто не

верит в него. Уж точно не животное, которое человек может убить. Поэтому, когда Мицрим продали своих ягнят евреям, тот этот само по себе был битуль, который сделал бы ягнят Мутарим.

Но одну минуту. Продажа работает как битуль, только если сам покупатель не является Овед Авода Зора. Если покупатель сам является Овед Авода Зора, тогда продажа не делает Битуль.

Поэтому Пасук Мишху Йядейхем Меавода Зара сначала демонстрирует, что вы больше не верите в Авода Зара, и только потом Укху Лахем Цон, а затем вы можете купить себе овец для Корбана)

ВАИКХУ ЛАГЭМ ИШ СЭ

ВОПРОС зачем написано «И возьмут себе», а не просто «возьмут себе»? Что буква «вав» соединяет с чем? Соединительный союз ו в начале этого закона очень странный. Возможно, здесь имеется намек на то, что Моше сказал евреям позже в стихе 21, когда передавал полученные здесь инструкции. Согласно Шмот Раба 16,2, слово משכו (МИШХУ УКХУ в 21 пасуке) содержало повеление евреям воздерживаться впредь от любой деятельности авода зара.  Это наставление исходило не от Б-га, но Моше сам говорил людям. (РЕДАКТОР Когда Ашем говорил Моше, то сказал просто ВАИКХУ, но когда Моше пересказывает эту мицву в 21 пасуке, то добавляет к «укху» еще и «мишху»!! зачем он это добавил? Мишху от слова машах – тянуть, вытягивать, вытаскивать —  намек на вытаскивание евреев из авода зара) .

ВОПРОС Почему Ашем прямо не сказал Моше Аарону мишху, а только ваикху?

Ответ как раз ВАВ и ваикху и намекает на мишху, которого нет!!

ВОПРОС Это была личная инициатива Моше вставить это слово мишху в 21 пасуке?

Ответ 1 По пшату текста так и есть, Ашем Моше не говорил про мишху!

Ответ 2 С другой стороны, глядя на то, как Моше говорил людям, создается впечатление, что Б-г передал ему это как пророческое озарение. Возможно, буква ו здесь в начале абзаца является доказательством того, что то, что сказал Моше в стихе 21 и далее, также было частью наставлений, полученных им от Б-га ранее.

(РЕДАКТОР Можно допустить, что все же мишху (то есть надо оставить авода зара) было от Всевышнего и она была упрятано где-то рядом с буквой вав.)

ВОПРОС Что именно имел в виду Моше со словом משכו по пшату? Подсказка – в 3 пасуке указана дата.

Ответ. Видя, что Моше сказал людям купить ягненка десятого числа этого месяца, люди подумали бы, что те, кто купил его в этот день, могут его заколоть, тогда как те, кто не купил его или отложил его на десятое число, не могли купить его на следующий день — 11-го, 12-го или 13-го числа, поэтому Моше добавил слова «и они могут купить его», чтобы указать, что даже если бы они купили ягненка после десятого числа месяца, он все равно будет считаться жертвой. (РЕДАКТОР слово мишху по пшату, а не по драшу, означает, что можно было купить ягненка не только 10 ниссана, как написано в нашем 3 пасуке, но и 11-12-13 числа, как написано в 21 пасуке).

Все это происходит от слова ויקחו, которому предшествует союзная буква ו. (РЕДАКТОР вав в  ваикху делает нам рибуй – она добавляет возможные даты для покупки ягненка).

ВОПРОС Но Мехильта в нашем стихе приходит к алахе о покупке ягненка 11, 12 или 13 числа месяца с помощью каль вахомер. Зачем нам сейчас в качестве доказательства буква вав?

Ответ Если что-то можно вывести с помощью этого метода и, кроме того, мы находим в тексте намек, это укрепляет наше мнение. (РЕДАКТОР ОХ защитил себя от нападок критиков, он не противоречит мудрецам Талмуда, а дополняет их мнение с помощью текста Торы, что само по себе замечательно!)

ВОПРОС. А зачем нам два лишних слова –

1.ваикху ЛАГЕМ – возьмут СЕБЕ,

2.ИШ сэ ле бейт — МУЖ ягненка на семью?

Ответ. Поскольку оба слова להם и איש в нашем стихе на первый взгляд кажутся излишними, учитывая, что все, что должна была написать Тора, было ויקחו שה לבית, мы вправе извлечь из этих слов дополнительные значения. (РЕДАКТОР раз эти два слова кажутся излишними, значит мы имеем право извлечь доп смыслы).  

СЕЙЧАС БУДЕТ ГЕНИАЛЬНЫЙ ХИДУШ ОХ!! Рав уходит от пшата совершенно!

В подобной ситуации, когда буква ו в начале слова ויקחו кажется странной, (Шмот 25,2) (Говори сынам Исраэля, и пусть возьмут Мне (сообща) возношение; От всякого человека, побужденного сердцем своим, берите возношение Мне). (РЕДАКТОР «кроме ваикху ли трума» я еще вспомнил «вэ асу ли микдаш вэшаханти бетохам», то же есть ЛИ)

Танхума понимает, что слова включает в себя самого Всевышнего. (РЕДАКТОР Когда вы что-то сделаете, то я буду вместе с вами там). Вот что там говорит Танхума: «Б-г сказал им:« Возьмите Меня с собой ». [Это предполагает, что дары, пожертвованные евреями для Мишкана, обеспечат присутствие Б-га среди них. Я не нашел этого текста в своем издании «Танхумы». Ред.]

В нашей ситуации, учитывая, что это были первые заповеди, адресованные евреям как народу, Б-г мог также предположить, что выполнение этих заповедей обеспечит Его присутствие среди евреев и что даже язычники узнают об этом, как указано во Дварим 28,10. (РЕДАКТОР Если евреи сделают правильно Корбан Песах, то будет Шхина среди евреев)

ВОПРОС А что означает лишнее слово ИШ?

Ответ Сота 42 утверждает, что иногда слово איש относится к Всевышнему, например, в Шмуэль I 17,8, где Голиаф богохульствует, провоцируя Б-га на битву против него. (РЕДАКТОР Иногда Всевышнего называют иш). Здесь также слово «иш» может быть намеком на Б-га, которого Моше назвал יש מלחמה в Шмот 15,3. (РЕДАКТОР Сам Моше называл Всевышнего ИШ МИЛЬХАМА).

Раздел 29 Тиккуней Зоар демонстрирует, что слово מצוה содержит половину непроизносимого Имени в конце, а другую половину в начале, если применять метод, известный как атбаш при чтении алфавита. [Буква צ соответствовала бы букве ה, тогда как буква מ соответствовала бы букве י. Ред.] В соответствии с этим Тора намекает, что с помощью этого מצוה еврейский народ сделает великое приобретение (לקיחה), то есть заявит права на Б-га. (РЕДАКТОР Если евреи сделают эту мицву, то получат лекиха – ВЕЛИКОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ!

СУПЕР ХИДУШ ОХ — ВАИКХУ – возьмут ЛАГЕМ – себе ИШ – Всевышнего!))

ВОПРОС НОВЫЙ грандиозный от ОХ!

Я был озадачен, почему Всевышний специально не исключил людей, которые были либо язычниками, необрезанными, либо заразились нечистотой в результате контакта с мертвыми, от принесения и употребления в пищу пасхального ягненка, точно так же, как Он постановил, что в будущем будет соблюдаться праздник Пасхи. (12,43-46, а также Глава 9 Бемидбар). (РЕДАКТОР Есть Песах Мицрайм и есть Песах Дорот и у них разные мицвот. Почему в инструкциях к будущим песахам есть требование не пускать чужих, необрезанных и нечистых от мертвого, а в инструкции к первому песаху в Египте – нет таких ограничений??)

В то время как мы указывали в нашем комментарии к Бемидбар 19,2, что была веская причина не позволять ритуально нечистым участвовать в этой заповеди в последующие годы, остается вопрос, почему бней нехар и арелим не были исключены из участия первого Корбан Песах в Египте?  (РЕДАКТОР Мы учили ОХ в Бемидбар, что понятие тумы имеет практический смысл только после Дарования Торы. Но почему чужестранцы и необрезанные не исключены -?)

ЕСТЬ ОТВЕТЫ МУДРЕЦОВ на эти вопросы.

Согласно нашим мудрецам в интерпретации Шмот Раба 19,6 на основе

Йехезкель 16,6

וָאֶעֱבֹ֤ר עָלַ֙יִךְ֙ וָֽאֶרְאֵ֔ךְ מִתְבּוֹסֶ֖סֶת בְּדָמָ֑יִךְ וָאֹ֤מַר לָךְ֙ בְּדָמַ֣יִךְ חֲיִ֔י וָאֹ֥מַר לָ֖ךְ בְּדָמַ֥יִךְ חֲיִֽי׃

А Я проходил мимо тебя, и Я увидел тебя, попранную, в крови твоей, и Я сказал тебе: «В крови твоей живи!». И Я сказал тебе: «В крови твоей живи!»

ВОПРОС Про какую кровь идет речь у пророка? Зачем две крови в пасуке?

Ответ Кровь, упомянутая там, была объединенной кровью обрезания и кровью пасхального агнца, принесенной евреями до Исхода и которую Б-г «поцеловал» в знак признательности евреям за готовность к мученической смерти, проявленную по этому поводу. (РЕДАКТОР кровь брит милы и следовательно была обязательным элементом для поедания Корбан Песах )

Наши мудрецы также интерпретируют в Шмот 12,21, что слово משכו подразумевает, что евреи сначала должны были избавиться от любых остатков идолопоклонства – мишху ядейгэм. Это будет включать обрезание. Им нужно было стать полноправными членами еврейского народа, прежде чем они получили право участвовать в этой великой מצוה. (РЕДАКТОР Слово «мишху» означает бросить авода зара и это надо было сделать в самом начале, еще до поедания Корбан Песах).

ВОПРОС ОХ нравятся эти объяснения?

Ответ Все это очень хорошие драшевые толкования, но они не касаются нашего вопроса, почему Ашем не прописал эти условия явно, учитывая, что наша глава содержит так много деталей об этой מצוה. (РЕДАКТОР Тора столько написала требований к мицве Корбан Песах, а необрезанных и чужеземцев мы должны искать между строк или у пророков? Почему Тора прямо не написала? Зато про будущие песахи написала ПРЯМО в тексте!!).

ВОПРОС А где у нас заповедь Песах Мицрайм заканчивается и где начинается Песах Дорот?

Ответ. В конце нашего параграфа (стих 43) после того, как Моше рассказал о приготовлениях к Исходу, Тора законодательно устанавливает, как следует соблюдать Песах в будущем, как напоминание об Исходе. (РЕДАКТОР до 43 пасука были мицвот только для Песаха в Египте, а после – для всех последующих песахов). Мы находим там, что בן נכר и עבד כעני, чужеземец или раб, чье тело принадлежит еврею, не должны участвовать в Пасхе.

Ибн Эзра пишет, что весь абзац, начинающийся со стиха 43, относится к соблюдению Пасхи будущими поколениями. Вот почему Ашем использовал эту возможность, чтобы добавить другие детали, которые не относились к соблюдению первого Песаха в Египте, тогда как другие детали, такие как кровь, которая должна была окропить косяки дверей, не нуждались в повторении, поскольку они не были применимы в будущем. (РЕДАКТОР Ибн Эзра написал, что с 43 пасука описаны мицвот только для будущих песахов, и значит все дополнения там не относятся к Песаху в Египте!!!)

ВОПРОС Неужели необрезанные и чужие могли кушать от пасхального ягненка в Египте по ибн Эзра??

Ответ ОХ  Если бы он имел в виду, что законы о бен нохри и арель были новыми дополнениями, которые должны соблюдаться только будущими поколениями, Ибн Эзра прямо противоречил бы традиционным взглядам, которые мы цитировали. (РЕДАКТОР Если ибн Эзра так думал, то он бы противоречил традиционным комментариям мудрецов Талмуда

ЭТО ПЕРВАЯ ПРОБЛЕМА ибн Эзры.)

ВТОРАЯ ПРОБЛЕМА ибн Эзры.  Кроме того, как он относится к 12,50, когда Тора сообщает, что евреи соблюдали Песах в соответствии с инструкциями, которые Моше и Аарон получили от Б-га? Разумеется, в Торе не было написано: «Евреи исполнили и т.д.» если бы в предыдущем абзаце говорилось только о соблюдении Песаха в будущем! (РЕДАКТОР реально непонятно, как можно было написать «И сделали все сыны Исраэля; как повелел Господь Моше и Аарону, так сделали они.» про будущие песахи??? Неужели ибн Эзра не прав? ) Комментарий Ибн Эзры о том, что в 50-м стихе говорится о соблюдении Песаха, когда евреи были в пустыне, на самом деле кажется лишенным каких-либо оснований. Вряд ли кто-то отнесется к этим комментариям Ибн Эзры всерьез. (РЕДАКТОР ОХ здорово упрекнул ибн Эзру здесь…)

ВОПРОС Тогда что нам думать? Значит нет разделения в 12 главе на Песах в Египте и Песах для будущих поколений?

Ответ Я нашел следующий комментарий в Мехильте от 12,43: «Писание здесь касается как Песаха в Египте, так и Песаха последующих поколений, это слова рабби Йошии. Рабби Йонатан говорит, что этот отрывок касается Песаха в Египте. Откуда я знаю, какие правила применяются к последующему Песаху? Писание говорит: «Ты должен исполнять его в соответствии со всеми его уставами и всеми его социальными законами»

(Бемидбар 9,3) (РЕДАКТОР ОБА мудреца в Мехильте говорят, что мицва в 43-50 говорит про Песах в Египте, только рабби Йошиа еще и добавляет Песах Дорот. А Ибн Эзра идет против всех мудрецов!! ВЫВОД все заповеди после 43 пасука касаются и Песаха в Египте согласно Мехильты)

ВЫВОД ОХ Согласно вышеизложенному, все Таннаим того периода согласились с тем, что данный абзац говорит о соблюдении Песаха в Египте, поэтому слова Ибн Эзры следует полностью игнорировать. (РЕДАКТОР ОХ пишет жесть. Он учил нас, что можно искать дополнительные смыслы в Тексте Торы только если они не имею алахических последствий!  У Ибн Эзра как раз такой случай!)

А ТЕПЕРЬ ОХ отвечает на вопрос, которые он задал в начале урока!

ВОПРОС ЗАЧЕМ ВАИКХУ с вавом?

Ответ Возможно, что когда Тора писала ויקחו с дополнительной буквой ו, это относилось к дополнительным заповедям помимо заповедей обрезания и необходимости удаления всех остатков идолопоклонства. (РЕДАКТОР вав говорит нам, что удаление от аводы зары (мешиха) включает в себя нохрим, а делание брит милы включает в себя арелим!!!! То есть не надо было писать их отдельно, потому что они и так записаны, но чуть закодировано, зато в 43-50 уже прямым текстом написано, что не могли необрезанные евреи и язычники кушать ягненка и ибн Эзра не прав!!)

ВОПРОС Зачем писать ЛАХЕМ?

Ответ Упомянутая заповедь будет ограничивать בן נכר и ערל, необрезанного еврея, как указано в абзаце, начинающемся со стиха 43. (РЕДАКТОР как вав добавляет в мицву обрезанных и бросивших аводу зара, точно также лахем исключает необрезанных и язычников! Возьмите ДЛЯ СЕБЯ, для кошерных евреев среди вас).

Оцените статью
Добавить комментарий