Почему в разделе Мишпатим хронологическая путаница в порядке глав!

Глава 6. Мишпатим (מִשְׁפָּטִים)

В конце Мишпатим, есть глава 24 и там интересный рассказ про некоторые подробности о Матан Тора [Дарование Торы]. В ней дается приказ Моше сделать последние приготовления, там Моше пишет Книгу, там Моше делает один жертвенник-мизбеах и 12 мацевот, там народ говорит «наасэ вэнишма» и именно там Моше собирается подниматься на Гору Синай.

На первый взгляд кажется, что раз эта 24 глава написана после 20 главы, где даются 10 Речений, после 21-22-23 глав с кучей мелких гражданских законов, полученных на Горе Синай, то события там происходят где-то после обеда или вечером 6 сивана после Дарования Торы.

На самом деле, среди ранних комментариев (Ришоним) есть разногласия относительно времени повествования.

Раши считает, что повествование произошло четвертого сивана, незадолго до Матан Тора.

По словам Раши, этот раздел расположен в неправильной последовательности. 

Это классический пример принципа, согласно которому невозможно определить хронологию события по месту, где оно записано в Торе (эйн мукдам умэухар б’Тора). 

Согласно этому мнению, псуким, расположенные в конце главы Мишпатим, на самом деле встречались раньше — еще в главе Итро четвертого сивана. Все упомянутые в нем события произошли как прелюдия к Матан Тора!!!!!!!! Там столько сложностей придется Раши объяснить и слова «наасэ вэнишма» за 2 дня до Дарования Торы – это только цветочки, там много трудных моментов, которые надо растолковать задним числом.

Фактически, самое известное выражение «Мы сделаем и потом мы услышим» [Шмот 24: 7 ] написано здесь, в главе Мишпатим. Его не найти в главе Итро в центре основного повествования Торы о дарении Торы.

ВОПРОС Почему Тора так все запутала? Почему не пишет главы вне хронологической последовательности, чтобы сбить нас с толку. 

20 глава и 10 Речений – 6 сивана (или 7 сивана)

21-23 глава – гражданские законы – они вне времени, нет указания на дату. Мудрецы спорят, но скорее всего тоже 6 сивана.

24 глава – 4 сивана!

ВОПРОС Зачем так путать нас? Вместо «здравствуй, мама, вышли сало, до свидания» — написано «до свидания, вышли сало, мама, здравствуй»? Зачем нас путать? Мы сами можем запутаться.??

Всегда должна быть причина, по которой повествование должно быть написано вне реальной последовательности. 

Нам необходимо понять, почему Тора вставила практически все главы Мишпатим с ее десятками различных законов, между повествованием Матан Тора в главе Итро и повествованием того же события в конце главы Мишпатим.

Ответ заключается в том, что это преподает нам два урока, связывая вместе Дарование Торы и Дерех Эрец (надлежащее гражданское поведение). 

Мудрецы учат, что если нет Дерех Эрец, не может быть Торы — и что без Торы не может быть Дерех Эрец.

Глава Мишпатим закладывает основу для кульминации истории о получении Торы. 

ВОПРОС Что написано в Мишпатим и почему нет четкой даты, когда была дана эта глава?

Ответ Здесь огромное количество прозаических мелких законов между людьми – кто-то украл барана у соседа, бык затоптал чужой огород, осел с поклажей упал, беременную ударили ногой в живот, секс с козой, проценты по займу и тд. Эти законы очень неуместно звучат после Дарования Торы.

Это тоже самое «леавдиль элеф алфей авдалот», как Нобелевский лауреат выступает на Церемонии награждения премии в Стокгольме, куча людей, король Швеции, министры и тд… Человек говорит высокопарные вещи про сложную ситуацию в Мире, про угрозу экологии, про озабоченность стран Большой Семерки, благодарит Президентов стран за понимание, потом отворачивается чуть правее в сторону своей жены и говорит ей – ты мусор сегодня утром выбросила?

Вот и главы 21-23 переполнены простыми житейскими законами, далекими от глобальных проблем, Раскрытия Всевышнего и Творения Мира.

Но только после главы Мишпатим мы можем перейти к завершению истории «Матан Тора». Если нет «Дерех Эрец», нет и Торы. 

Весь тонкий анализ (lomdus) и подробная логическая аргументация (pilpul) изучения Торы не выдержат, если им не предшествует вежливость и не основывается на Дерех Эрец.

Запутанный раскол в рассказе о дарении Торы необходим для того, чтобы подчеркнуть точку зрения: если мы хотим знать, как правильно принять Тору, мы должны знать, как правильно обращаться с вдовой, рабочим или вором. Мы должны знать, как быть МЕНШ! Следовательно, законы главы Мишпатим должны быть хорошо интегрированы в историю получения Торы, потому что без них мы не получили бы Тору должным образом.

ВЫВОД промежуточный 1, перед тем как Учить Тору, НУЖНО помириться с соседом, не обижать вдову, и перестать обманывать коллег на работе! Поэтому 21-23 главы стоят перед 24 главой, хотя в реале было все наоборот!

Но с другой стороны, человеку необходимо Откровение и Получение Торы, чтобы предшествовать законам в главе Мишпатим. Конечно, существуют законы Ноахидов, и страны мира действительно имеют свои собственные гражданские кодексы и гражданские законы со сложной судебной системой. Но ничто, ни система, ни общество, никогда не обеспечивали защиту прав и чувств человека, как система Торы.

ВЫВОД промежуточный 2 перед тем как отпускать раба, разгружать осла соседа и топтать его огород НУЖНО получить все эти мелкие законы на Горе Синай! И поэтому 21-23 главы стоят после 20 главы!

Альтер Ребе из Кельма (1824-1898) комментирует пасук в отрывке на этой неделе: «He внимай ложной молве» [ Шмот 23: 1 ]. Талмуд выводит из этого пасука , что есть запрет принимать или говорить Lashon Harah [сплетни; распространение информации]. 

Талмуд [ Псахим 118а] комментирует сопоставление этого стиха с предыдущим пасуком (« мяса в поле растерзанного не ешьте, псу бросайте его.» [22:30]). 

Талмуд говорит, что тот, кто говорит или слушает Лашон аРа или дает ложные показания против своего друга, достоин быть брошенным собакам. 

Саба из Кельма спрашивает: «Было ли когда-нибудь на земле общество, которое придавало такое большое значение тому, чтобы не говорить лашон ара?»

Однажды рав Франд летел в самолете, и рядом с ним сидели два человека из одного офиса. Они обсуждали офисную политику и своих сотрудников. Запретных тем не было и их ничто не сдерживало. Ни один из них не предварял свои комментарии словами «Извините, это действительно Лашон ара, но…». Не было ни малейшего угрызения совести. Это было открыто и вопиюще. Они продолжали говорить об этом сотруднике и о том сотруднике. 

Почему? Причина в том, что они даже не имеют представления о Лашон аРа. У них не было представления о том, что сплетни – это неправильно или что это зло.

«Кто подобен твоему народу, Израиль, уникальному народу среди (народов) земли?» [ Шмуэль II 7:23 ]

ВОПРОС Есть ли у каких-либо других народов на Земле конференции, собрания и религиозные программы, специально предназначенные для распространения сообщений, а не сплетен?

По всему миру проходят митинги «За аборты» и «Против абортов». Это серьезная проблема. 

«Смертная казнь» против «Без смертной казни» — еще одна серьезная проблема. 

Однако ГДЕ конференции по всей стране с целью пропаганды более доброй и мягкой речи? Это неслыханно!

ВОПРОС Откуда проистекает эта характеристика еврейского народа? 

Ответ в нашей главе! Это проистекает из того факта, что было Получение Торы до главы Мишпатим (включая все основные гражданские законы). Мы знаем, что не смогли бы изобрести все эти различные юридические принципы самостоятельно.

Тора гласит, что нужно помочь погрузить осла врага раньше, чем осла своего друга! 

Ни одно общество никогда не издавало закона, согласно которому нужно заклеить спущенное колесо своего заклятого врага, прежде чем он заклеит спущенное колесо своего давнего друга. 

Это еврейский закон! «Кто подобен вашему народу, Израиль, уникальному народу среди (народов) земли?»

ДАЖЕ БОЛЬШЕ. забудем про общество и возьмем религии мировые. Скажем придет человек к попу и скажет – я хочу изучать евангелие и стать христианином, а поп ему говорит – не получится! сначала перестань сплетничать про других людей, а потом приходи читать Библию. Это фантастика!

УРОК ЖИЗНИ Повествование написано вне хронологической последовательности — глава Итро перед главой Мишпатим, чтобы научить нас, что если бы не было Торы (главы Итро), не могло бы  быть Дерех Эрец (гражданский закон, написанный в главе Мишпатим).

Без Божественности мы не можем начать строить справедливое и доброе общество (если нет Торы, нет Дерех Эрец). А без Дерех Эрец, не будучи «человеком», не зная, как заботиться о своем быке, невозможно обладать Торой. Дерех Эрец предшествует Торе, а также проистекает из нее.

Оцените статью
Добавить комментарий