Недельная глава Беар (בְּהַר) — если обеднеет брат твой» — каково значение слова «имах»?

Глава 9. Беар (בְּהַר)

Комментарий на основе урока рава Иссахара Франда по мотивам недельной главы Беар (Ваикра 25:1 — 26:2).

Ваикра 25-35

וְכִֽי־יָמ֣וּךְ אָחִ֔יךָ וּמָ֥טָה יָד֖וֹ עִמָּ֑ךְ וְהֶֽחֱזַ֣קְתָּ בּ֔וֹ גֵּ֧ר וְתוֹשָׁ֛ב וָחַ֖י עִמָּֽךְ׃

И если оскудеет твой брат и в упадок придет у тебя, то поддержи его, (также) пришельца и поселенца, и будет жить с тобою

Пасук в главе Бэар говорит: «Если твой брат обеднеет и его рука ослабнет(будет трястись) с тобой ( имах ) , ты должен поддержать его (независимо от того, является ли он) новообращенным или постоянным жителем, чтобы он мог жить с тобой» [Ваикра 25:35].

В написании этого пасука есть некая особенность . Пасук прекрасно читался бы без слова имах ( буквально «с тобой»), вставленного после слов «…и рука его дрогнула». 

ВОПРОС Что добавляется вставкой этого слова? Зачем это слово написано?

Ответ Сефер Йисмах Иегуда (написанный раввином Иегудой Якобовицем из Лейквуда) цитирует книгу, о которой я никогда не слышал, называемый Шевет Мишор, она написанна равом Меиром Лейбом Фраем. 

Он хочет сказать, что то, как формулируется пасук , преподает особый урок, наиболее применимый в наши дни и в наше время.

Гемара говорит: «Рабби Пинхас бен Хама истолковал стих и пришел к выводу, что бедность в доме человека более тяжела, чем пятьдесят казней (хамишим макот.» [Бава Батра 116а]. И здесь Тора использует своеобразный подбор слов: « Бетох бейто шель адам ».[внутри дома человека]. 

ВОПРОС Что означают эти слова?

Ответ Он пишет, что есть два типа бедняков. 

1———-Есть человек, о котором все знают, что он беден. Поэтому, когда наступает Пурим или Йом Тов, люди помогают ему с его различными расходами. 

2———Однако есть и другой тип бедняков. Этот человек живет в прекрасном доме, и у него есть все внешние атрибуты богатства — хорошая машина, большой дом и т. д. Но никто не знает, что этот парень — жертва ипотечного кризиса. Никто не знает, что он близок к банкротству и что весь его кажущийся образ жизни — всего лишь фасад. Для этого человека нет общественной цдаки. Люди говорят между собой — «Я должен дать ему денег? Он должен дать мне денег!!

Именно это имеет в виду Гемара, когда формулирует утверждение так: «Бедность изнуряет, когда она btoch beito shel adam » — спрятана в четырех стенах его дома — так, что никто об этом не знает. Домовладелец — единственный человек, который знает, что ему грозит финансовая катастрофа и что банки собираются лишить права выкупа не только его дом, но и все, чем он владеет. Знание его положения ограничивается « тох бейто шель адам ». Только несколько близких друзей знают правду. В Торе сказано, что «когда брат твой обеднеет и рука его с тобою колеблется ( имах )…» Об этом не знают все остальные, кроме тех немногих лиц, которые входят в круг его друзей. Они также богаты, и они знают ситуацию. Он всегда был в их группе единомышленников, но теперь ему грозит финансовая катастрофа. Есть ситуации, о которых знают лишь избранные. В таких ситуациях именно избранные обязаны что-то с этим делать. В этих ситуациях «ты укрепишь его, и твой брат будет жить с тобой ( имах )». Тебе нужно вернуть его таким, каким он был когда-то. Это твоя обязанность помочь ему необычным образом.

Когда человек сейчас беден и всегда был таким, он не ожидает и не заслуживает необычной поддержки. Но когда человек, который всегда жил в комфорте, теперь оказывается в очереди за хлебом, это разрушительный опыт. Поскольку в финансовом отношении он всегда был « с тобой », ты обязан залезть в свой глубокий карман, чтобы «твой брат продолжал жить с тобой». ( в’хай ахиха имах ).

Оцените статью
Добавить комментарий