Изучаем недельную главу «Бо».

В Шмот 12-12 написано »  И пройду Я по земле Мицраима в эту ночь, и поражу Я всякого первенца на земле Мицраима от человека и до скота, и над всеми божествами (идолами) Мицраима творить буду суды, — Я Господь.«

Раши на  творить буду суды, — Я Господь (буду держать расправу). Я сам, а не через посланца.

Но читаем Шмот 12-23 « И пройдет Господь, чтобы поразить Мицраим, и увидит кровь на притолоке и на двух косяках, и минует Господь тот вход, и не даст пагубе войти в ваши дома, чтобы поразить

ВДРУГ у нас появляется «пагуба» какая-то — на иврите «машхит»!

Что поменялось? В Агаде ТОЧНО написано, что последнюю казнь выполнил САМ АШЕМ!  Ani ve lo malach. Ani ve lo saraph. etc ани вело шалиах 

Ответ Сфорно. Всевышний исполнил казнь. Ангелы ни при чем. Слово МАШХИТ означает разрушение, которое причинит Бог. 

Ответ Даат Зкеним. Агада конечно права. Ангел смерти ни коим образом не участвовал в событиях той ночи. Пасук надо понимать, как говорящий, что ангел смерти не был авторизирован на выполнение работы, он был полностью под контролем Ашем. А Ашем никогда не действует в одиночку — он всегда окружен ангелом или ангелами. 

Ответ Маараль. Хотя мы читаем каждый год Агаду и знаем, что Ашем убил первенцев, но все равно, разрешение на убийство была передано разрушителю — МАШХИТ. Обычно Машхит не имеет разрешения сеять хаос и среди людей, но во время магефы — у ангела смерти развязаны руки!

В Бава Кама написано, что если в городе эпидемия, то нужно ходить по краю дороги, потому что по центру идет малах амавет. В нашем пасуке есть ЛИНГОФ и это относится к действию Ашем, а МАШХИТ — это ангел смерти. 

Ответ Ор аХайм. Здесь была двухступенчатая система. Ашем был единственным тем, кто мог определить где у кого в каком доме есть первенец. Но самой убийство первенцев было выполнено МАШХИТ. То есть участие Бога здесь непосредственное, но МАШХИТ нажал на курок.

Ответ Рамбан ответ надо искать в Мидраше. Там говорится, что когда Ашем выходит, то это напоминает Он как царь, у которого есть специальные слуги, которые не дадут подойти к царю или посмотреть на него неуважительно. Когда мы говорим об Ашем, то эти слуги называются «малахей хавала» и они его защищали, когда он делал работу. 

Ответ Бейт аЛеви. Именно МАШХИТ убил египетских первенцев. Но Ашем тоже был при деле, в другом аспекте казни — надо было спасти евреев.

Ответ Агра. Как и написано в Агаде, Ашем лично исполнил казнь первенцев. А в чем тогда идея МАШХИТ? Среди евреев были люди, которым пришло время умирать в ту ночь. И если бы Ашем разрешил ангелу смерти забрать их как запланировано было, то египтяне бы заявили, что они умерли от казни первенцев, а не естественной смертью. ПОЭТОМУ Ашем не разрешил МАШХИТ трогать евреев и отложил все смерти евреев в ту ночь. 

Ответ Хатам Софер.  Он сомневается, что египтяне были убиты напрямую Ашем. Позже мы узнаем, что и Моше и Аарон заслужили умереть от «митат нешика» — поцелуй смерти самого Ашем. РАЗВЕ можно предположить, что египтяне удостоились такой чести? Хатам Софер объясняет, что хотя Ашем хотел послать эмиссара уничтожить египтян, то они оказали сопротивление со стороны своего «мазаля», который в ЗОАР 3-250б называется «первенец» и он сильнейший из мазалот и ничто не могло причинить вред египтянам из-за него. Поэтому Ашему пришлось убрать сначала их «мазаль», а потом послать своих посланников уничтожить первенцев. В 12-29 написано — «вахика Ашем коль бхор» — здесь говорится об Ашем который убил «мазаль» египтян, а после МАШХИТ уже практически до убивала самих египтян.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *