Шмот 12-43
וַיֹּ֤אמֶר יְהֹוָה֙ אֶל־מֹשֶׁ֣ה וְאַהֲרֹ֔ן זֹ֖את חֻקַּ֣ת הַפָּ֑סַח כׇּל־בֶּן־נֵכָ֖ר לֹא־יֹ֥אכַל בּֽוֹ׃
И сказал Господь Моше и Аарону: Вот установление о (жертве) песах: никакой чужанин не должен есть от нее.
ВОПРОС Матэ Аарон от имени Шла аКадош. Почему мицва корбан Песах называется ХУКАТ?
ВОПРОС Все поняли вопрос Мате Аарон? Какие мицвот бывают?
Ответ хуким, мишпатим, эдуйот и по раву Шерки ригшийот (например, радоваться в Суккот).
ВОПРОС Почему Тора не назвала Корбан Песах – мицвой из серии мишпатим или еще лучше – эдуйот? Почему именно хок??
ЗШ ПРЕДЛАГАЕТ НАМ ОТВЕТ Матэ Аарон
Потому что Песах не едят в двух местах согласно Трактату Псахим. Нельзя бегать из одного дома в другой дом и кушать корбан песах в разных местах. Кушаешь песах у себя дома, и что-то скучно стало. Посмотрел в окно – а там у соседей такое движение!! Все кушают веселятся, поют и радуются! Нельзя идти к соседу кушать песах, хоть очень хочется. Это алаха. То есть эта мицва называется хок, потому что правильнее было бы праздновать и кушать всей улицей, жарить много мяса со всеми знакомыми, друзьями и родственниками. А алаха запрещает, непонятно почему и потому это хок.
ВОПРОС Вас устраивает этот ответ про хок?
Ответ ЗШ наша логика подсказывает, что все ровно наоборот! Ночь Песаха – это когда Всевышний пасах (переступил – пропустил) еврейские дома и наказал первенцев в египетских домах! Алаха запрещает нам ходить по соседям, потому что в день Песаха евреи сидели тихо по домам пока Всевышний на улице уничтожал египетских первенцев, Алаха очень понятна!! И точно нельзя называть мицву хок! Если бы они ходили по домам друг друга и кушали корбан – тогда бы это был хок! А у нас не так!
ИНТЕРЕСНО, Что даже Матэ Аарон (автору вопроса) тоже не понравился этот ответ.
Он задает вопрос – если основная цель корбана – память о прохождении Ашем от дома к дому и убийстве первенцев Египта, то тогда было бы хорошей идеей в день Песаха ходить из дома в дом, НО ВЕДЬ НА САМОМ ДЕЛЕ евреи отмечают память о прохождении Ашем от дома к дому и спасении евреев!
ВОПРОС ВСЕ ПОНЯЛИ? Что именно празднуют евреи? То, что Ашем пропустил дома и убил египтян или то, что Ашем пропустил дома и спас евреев? Что чудеснее – смерть египетских первенцев или спасение от смерти еврейских первенцев?
Ответ Матэ Аарон и мудрецов. Основное чудо было в том, что были спасены евреи, а не убиты египтяне!
ВОПРОС А есть доказательство этой идеи?
Ответ 1 Доказательством являются слова Всевышнего, который специальным образом заповедал евреям оставаться в своих домах в ту ночь и до утра!
ВЫВОД. Алаха, что нельзя евреям ходить в Песах по другим домам и кушать мясо – ОЧЕНЬ ПОНЯТНА, ЛОГИЧНА и ОБЪЯСНИМА! Надо сидеть по домам, так сказал Ашем и на улице свирепствует Машхит! Точно не хок!
Ответ 2 НО ЕСТЬ ЕЩЕ ЛУЧШЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО того, что евреи едят корбан в память о спасении и оно прямо из текста!
3. И будет кровь вам знаком на домах, в которых вы (пребываете); и увижу Я кровь, и миную вас, и не будет среди вас поветрия пагубного, когда Я поражать буду (первенцев) на земле Мицраима.
14. И будет этот день для вас памятным, и празднуйте его (как) праздник Господу; для поколений ваших (как) установление вечное празднуйте его
ВЫВОД Основное чудо — икар анес – это чудесное спасение евреев от поветрия пагубного! А смерть египтян на самом деле вторичное чудо.
ПОЭТОМУ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВОПРОС ОСТАЕТСЯ НЕОТВЕЧЕННЫМ!
Почему мицва Песах называется хок?
А СЕЙЧАС ЗШ БУДЕТ ДАВАТЬ СВОЙ ОТВЕТ! Как всегда он начинает издалека!
Псахим расширяет тему отличия обычного песаха и песах шейни.
Псахим 95
גְּמָ׳ תָּנוּ רַבָּנַן: ״כְּכׇל חוּקַּת הַפֶּסַח יַעֲשׂוּ אוֹתוֹ״ — בְּמִצְוָה שֶׁבְּגוּפוֹ הַכָּתוּב מְדַבֵּר.
ГЕМАРА: Мудрецы учили галахическому мидрашу, относящемуся к пасхальному ягненку, приносимому в жертву во второй Песах. В стихе говорится о втором Песахе: «Не оставляйте от него ничего до утра и не сломайте в нем кости; по всему уставу (хукат) пасхального агнца приносят его» (Шмот 9:12). Тот факт, что в стихе сказано «его», указывает на то, что стих говорит о мицве, применимой к телу пасхального агнца, а это означает, что алахот, относящаяся к фактическому пасхальному ягненку в первый Песах, в равной степени относится к пасхальному ягненку во второй Песах. .
ВЫВОД Гмара требует от второго Песаха соблюдения всех тех же мицвот, которые связаны с самим ягненком, а все что не связано – не требуется во второй Песах! НАПРИМЕР, хамец не связан с ягненком и его можно есть на песах шейни! Но мицвот связанные с самим животным- например
1.ломать кости ягненку запрещено и на первый и на второй песах!
2.запрещено есть ягненка недожаренного (аль тухаль мимено на)
3.запрещено варить ягненка в воде и тд
4.обязательно жарить мясо на огне (цли эш)
ВОПРОС ЗШ Почему Тора приказала есть мясо только жаренное на огне?
Ответ Сефер аХинух 1 потому что есть мясо жареное на огне – удел царей и министров. И так как евреи перестали быть рабами и вышли на свободу, то они тоже должны есть мясо жареное на огне, как цари.
ВОПРОС ЗШ но это сложно понять. Потому что когда мы читаем про любые другие корбанот, то коэнам говорит Всевышний «леха нетатим лемашха» в
Бемидбар 18-8 «И говорил Господь Аарону: И Я, вот Я передал тебе соблюдение Моих возношений; что до всех святынь сынов Исразля, тебе Я передал их для отличия и твоим сынам — установлением вечным.»
Раши на лемашха (мы узнаем здесь слова помазывать Машиах и Машуах)
למשחה. (Означает:) для отличения, для возвеличения [Сифре; Зeвaхим 91 a]. (Принимающие дары отличены тем самым в качестве служителей Царя.)
ВЫВОД И ВОЗРАЖЕНИЕ ХИНУХУ от ЗШ. Если коэн ест мясо корбанот и это возвеличивает его до статуса царя, то почему еврей ест мясо корбан Песах и это разве не возвеличивает его до царя? Зачем Хинух пишет якобы ненужные слова, что жареное мясо – удел царей?
ВОПРОС Кто прав? Хинух или пасук в Бемидбар?
Ответ. наверное оба? Или мы что-то не поняли?
Ответ ЗШ на основе Звахим 90
Коэны имеют право есть мясо как цари – в любом виде – жареное, вареное, тушеное и тд. Царь может в понедельник кушать шашлык, а во вторник – шурпу, а в среду еще как-то. И коэны тоже могут так себя вести!
НО ЕСЛИ ЭТО ТАК, ТО ОСТАЕТСЯ
ВОПРОС Почему корбан Песах нужно есть жареным на огне?
Ответ непонятно!!
НО ЕСТЬ еще проблема!
Ответ Хинуха номер 2 на вопрос про жареное мясо!
Поедание жареного яса указывает на спешку (хипазон), с которой евреи выходили из Египта. У них не было времени найти кастрюлю или горшок, закипятить воду, разрезать мясо на куски, сварить мясо и тд.
ВОПРОС Этот таам-смысл лучше первого про царей?
Ответ ЗШ это тоже слабая причина для мицвы жарить мясо!! Если смысл жареного мяся в поспешности, то почему Тора запретила есть мясо непропеченное, то есть не до конца приготовленное? Наоборот, многие считают, что стейк с кровью вкуснее стейка полностью прожаренного!!! ЕСЛИ БЫ СМЫСЛ БЫЛ В СКОРОСТИ ПРИГОТОВЛЕНИЯ, то надо было бы разрешить мясо жареное и не до конца приготовленное!!
Даже если кто-то не любит стейк с кровью, и ему принесли такой кусочек, то это точно будет напоминанием ему, что евреи выходили поспешно. Например, мацу тоже кто-то не любит, но она не перестает быть напоминанием о хлебе бедности!!
А СЕЙЧАС ЗЕРА ШИМШОН ДАЕТ СВОЙ ХИДУШ И ОБЪЕДИНЯЕТ ВСЕ ВМЕСТЕ!!
1.Корбан Песах отличается от остальных корбанот, и его надо есть как цари, но именно корбан Песах запрещают варить почему-то.
2.Если надо помнить про хипазон, то почему нельзя недопеченное мясо приготовить, снова непонятно почему это был так заповедано!
ПОЭТОМУ КОРБАН ПЕСАХ НАЗЫВАЕТСЯ ХОК!
Потому что нет у этой мицвы смысла, мы можем придумать 100 объяснений, но все они могут быть опровергнуты и человек не может до конца постичь смысл корбан Песах.
ЗШ привел сначала версию Матэ Аарон и он же сам раскритиковал эту версию.
Дальше ЗШ привел две версии от Хинух и раскритиковал обе версии тоже. Мы ни коим образом не отрицаем слова Хинуха, но просто это человеческие попытки объяснить сложную мицву.
ИНТЕРЕСНО, Что благодаря двум мицвот, связанным с кровью, еврейский народ и заслужил искупление – кровь милы и кровь песаха. И обе мицвы называются хок! Про корбан песах мы объяснили, а про брит милу написано в
Теилим 105-10
וַיַּֽעֲמִידֶ֣הָ לְיַעֲקֹ֣ב לְחֹ֑ק לְ֝יִשְׂרָאֵ֗ל בְּרִ֣ית עוֹלָֽם׃
И поставил Он это Йаакову законом, Йисраэйлю – заветом вечным,
Дальше у ЗШ идет рассказ гематрический про 216 и про связь двух мицвот на основе каббалы, но я там уже не понимаю ничего.