РАШИ на ШМОТ 14:6 — недельная глава Бэшалах

Комментарий РАШИ

МА КАШЕ ЛЕ РАШИ (в чем сложность РАШИ).

После позорной капитуляции фараона перед требованием Б-га освободить Израиль Б-г снова ожесточил его сердце. Фараон отменил свое решение предоставить своим рабам свободу, собрал свою армию и начал преследование бегущего Израиля. Затем мы находим следующий стих:

Шмот  14: 6   וַיֶּאְסֹ֖ר אֶת־רִכְבּ֑וֹ וְאֶת־עַמּ֖וֹ לָקַ֥ח עִמּֽוֹ׃

Сончино  И заложил он свою колесницу, и свой народ взял он с собою

Моссад Рав Кук И запряг он колесницу свою, и народ свой взял с собою

РАШИ

ויאסר את רכבו. הוּא בְעַצְמוֹ (מכילתא):

Он сам (своими руками заложил) [Mеxuльта].

ВОПРОСЫ РАШИ

Очевидный вопрос: что сказал нам Раши? Разве не очевидно, что если в Торе сказано, что фараон запрягал свою колесницу, это означает, что фараон запрягал свою колесницу?

ВОПРОС Как вы думаете, почему он сделал этот комментарий?

Ответ В целом, подход Раши к пониманию слов Торы состоит в том, что когда Тора говорит нам что-то, казалось бы, очевидное и тривиальное, тогда мы должны понимать, почему это происходит. 

Тот факт, что фараон запрягал свою колесницу, является настолько тривиальной информацией, которую, казалось бы, нет необходимости записывать. 

Он не мог воевать с колесницей без коня, и колесница не могла бежать, не запряженная в коней. 

Он также, вероятно, надел обувь (или сандалии) утром, но это не важно, чтобы нам рассказывать, так

почему же упоминается банальная информация о том, что он запрягал свою колесницу

Это побудило Раши (и мидраш, его источник) сделать здесь комментарий.

ВЫВОД ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ Само наличие в тексте Торы очевидной информации приводит нас к поиску дополнительного смысла!

Обычно мы делаем наоборот  — ищем неочевидные моменты и делаем их очевидными!

Мы сможем лучше оценить комментарий Раши, если сравним его с комментарием Ибн Эзры по этим словам.

Ибн Эзра

ויאסר. בצווי. כמו ויבן שלמה את הבית:

ВАИВЕН ШЛОМО ЭТ АБАЙТ

Ибн Эзра говорит, что так же, как Соломон на самом деле не строил Храм своими руками, он скорее отдал приказ сделать это, тем не менее, стих приписывает ему постройку.

Также и здесь фараон на самом деле не запрягал свою колесницу (царь не стал бы делать это ручным трудом), скорее он проинструктировал своих слуг делать это. Стих приписывает ему это, потому что это было сделано по его приказу.

Раши явно не согласен с Ибн Эзрой (или, вернее, Ибн Эзра не согласен с Раши. Он жил после Раши и видел комментарий Раши).

ВОПРОС  Почему Раши понимает наш стих буквально?

ПОНИМАНИЕ РАШИ

Ответ: Потому что точка зрения Раши, как мы уже сказали, заключается в том, что передача такой тривиальной повествовательной информации — это не путь Торы.

Рассказывая нам, что фараон запрягал свою колесницу, мы узнаем о его жгучей, навязчивой ненависти к евреям и о его неутолимой энергии, направленной на то, чтобы как можно скорее вернуть их в рабство

Он не мог оставить даже эту повседневную и тривиальную задачу своим верным слугам. 

Раши делает аналогичный комментарий относительно Билаама (Бамидбар 22:21), когда он бросился проклинать народ Израиля. Там Раши добавляет слова «ненависть заставляет игнорировать нормальное поведение».

ВЫВОД по Раши, мы можем написанную идею Раши из параши про Билама перенести в наш пасук!

Здесь также глубокая ненависть фараона заставила его действовать импульсивно и неправильно по отношению к царю. 

БОЛЕЕ ТОГО

Фараон получает поэтическую казнь, как мы находим в стихе 15:19.

«Когда конь фараона и его колесница сошли в море, тогда Всевышний обратил на них воду…»

Эта колесница и те лошади, которых он так старательно приготовил для преследования, получили отпор. 

В самом деле, ненависть нарушает нормальный образ жизни и нормальное мышление.

Да поступит Б-г таким же образом со всеми безумными ненавистниками.

ВЫВОД Раши в отличии от Ибн Эзра выступил здесь немного психологом.

Он показал нам ТО, что Тора прямо не написала.

Оцените статью
Добавить комментарий